Принцип честности в науке по Ричарду Фейнману [продолжение]

Начало »

 

Я считаю, что это так же важно и тогда, когда Вы консультируете  правительственные организации. Предположим, сенатор обращается к Вам за  советом: следует ли бурить скважину в его штате? А Вы считаете, что лучше  сделать скважину в другом штате. Если Вы не опубликуете своего мнения, мне  кажется, это не будет научной консультацией. Вас просто используют. Если  Ваши рекомендации отвечают пожеланиям правительства или каких-то  политических деятелей, они используют их как довод в свою пользу; если не  отвечают, - их просто не опубликуют. Это не научная консультация.

Но ещё более характерны для плохой науки другие виды ошибок. В Корнелле я  часто беседовал со студентами и преподавателями психологического факультета.  Одна студентка рассказала мне, какой она хочет провести эксперимент. Кто-то  обнаружил, что при определённых условиях, X, крысы делают что-то, А. Она  хотела проверить, будут ли крысы по-прежнему делать А, если изменить условия  на Y. Она собиралась поставить эксперимент при условиях Y и посмотреть,  будут ли крысы делать А.

Я объяснил ей, что сначала необходимо повторить в её лаборатории тот,  другой, эксперимент - посмотреть, получит ли она при условиях Х результат A,  а потом изменить Х на Y и следить, изменится ли А. Тогда она будет уверена,  что единственное изменение в условия эксперимента внесено ею самой и  находится под её контролем.

Ей очень понравилась эта новая идея, и она отправилась к своему профессору.  Но он ответил: «Нет, делать этого не надо. Эксперимент уже поставлен, и вы  будете терять время». Это было году в 1947-м или около того, когда общая  политика состояла в том, чтобы не повторять психологические эксперименты, а  только изменять условия и смотреть, что получится.

И в наши дни имеется определённая опасность того же, даже в прославленной  физике. Я был потрясён тем, что мне рассказали об эксперименте с дейтерием,  поставленном на большом ускорителе Национальной ускорительной лаборатории.  Для сравнения результатов этих опытов с тяжёлым водородом с результатами  опытов с лёгким водородом предполагалось брать данные чужого эксперимента,  проведённого на другой установке. Когда руководителя эксперимента спросили,  почему, он ответил, что эксперимент с лёгким водородом не был включён в  программу, так как время на установке очень дорого, а новых результатов этот  эксперимент не даст. Люди, отвечающие за программу Национальной  ускорительной лаборатории, так стремятся к новым результатам в рекламных  целях (чтобы получить больше денег), что готовы обесценить сами  эксперименты, составляющие единственный смысл их деятельности.  Экспериментаторам у них часто бывает трудно выполнять свою работу так, как  того требует научная честность.

Но и в психологии не все эксперименты так плохи. Например, было поставлено  множество экспериментов, в которых крысы бегали по разнообразным лабиринтам,  но они почти не давали результатов. И вот в 1937 г. человек по фамилии Янг  (Young) поставил очень интересный опыт. Он устроил длинный коридор с дверьми  по обе стороны. С одной стороны впускали крыс, а с другой стороны находилась  пища. Янг хотел узнать, можно ли научить крыс всегда входить в третью по  счёту дверь от того места, где их впустили в коридор. Нет. Крысы сейчас же  бежали к той двери, за которой еда была в прошлый раз. Возник вопрос: как  крысы узнают дверь? Ведь коридор был прекрасно изготовлен и весь был  совершенно однообразный. Очевидно, что-то отличало эту дверь от других. Янг  очень аккуратно выкрасил все двери, так что поверхность их стала абсолютно  одинаковой. Крысы всё равно различали двери.

Потом Янг подумал, что крысы ориентируются по запаху, и при помощи  химических средств стал менять запах после каждого опыта. Крысы всё равно  находили дверь. Потом он решил, что крысы, как и всякие разумные существа,  могут ориентироваться по свету и расположению вещей в лаборатории. Он  изолировал коридор, но крысы находили дверь. Наконец, он понял, как крысы  это делают: они узнавали дорогу по тому, как под их лапами звучит пол. Этому  он смог помешать, установив свой коридор на песке. Таким образом, он  закрывал одну за другой все лазейки и, в конце концов, перехитрил крыс и  научил их входить в третью дверь. И ни одним из условий нельзя было  пренебречь.

С научной точки зрения это первоклассный эксперимент. Такой эксперимент  придает смысл всей деятельности с бегающими крысами, так как выявляет  истинные ключи к разгадке их поведения. Кроме того, этот эксперимент  показывает, какие условия надо соблюдать, чтобы добиться точности и  строгости в экспериментах с крысами.

Я изучил дальнейшую историю этих исследований. В следующих экспериментах не  было ссылок на Янга. Никто не использовал его приемов - коридор не ставился  на песок, и вообще никто не принимал таких мер предосторожности. Просто  по-старому продолжали запускать крыс, не обращая внимания на великие  открытия Янга, а на его работы не ссылались, так как он не открыл ничего  нового в поведении крыс. На самом деле он открыл всё, что надо делать, чтобы  узнать что-то о крысах. Но не замечать подобных экспериментов - типично для  науки самолётопоклонников.

В своей речи, посвященной уходу с поста директора Института парапсихологии,  м-р Раин (Rhine) говорит о создании нового учебного заведения. Одна из его  рекомендаций заключается в том, что надо обучать только таких студентов,  которые уже в достаточной степени проявили свои экстрасенсорные способности.  И не тратить времени на ищущих и заинтересованных людей, у которых только  иногда что-то получается. Это очень опасная образовательная политика - учить  студентов только тому, как получать определённые результаты, вместо того,  чтобы учить их ставить эксперименты по всем правилам научной честности.

Я хочу пожелать Вам одной удачи - попасть в такое место, где Вы сможете  свободно исповедывать ту честность, о которой я говорил, и где ни  необходимость упрочить свое положение в организации, ни соображения  финансовой поддержки - ничто не заставит вас поступиться этой честностью.

Да будет у Вас эта свобода».

«Surely You're Joking, Mr. Feynman!»: Adventures of a Curious Character R.  P. Feynnian; as told to R. Leighton. Ed. E. Hutchings. - N.Y.; Lnd.: W. W.  Norton and Co., 1985. Опубликовано в журнале  «Успехи физических наук», Том 148, выпуск 3, 1986 г.