Многовариантность в искусстве по Е. Трубецкой

Остаётся открытым вопрос: «принцип дополнительности»  Нильса Бора повлиял  на искусство XX века, либо, наоборот, искусство начала XX века повлияло на учёных…

Но, так ли иначе, многомерность реализуется в современном искусстве, например, в   «… живописи М. Шагала, П. Филонова, когда в одной плоскости картины сведены разные точки зрения, ракурсы, перспективы, масштабы.

Исследователи назовут многовариантность одной из характернейших черт живописи XX в. Мощное развитие получит соединение разных точек зрения и ракурсов в кинематографе. По словам С. Эйзенштейна, «монтажный строй объединяет объективное бытие явления с субъективным отношением творца произведения».

В литературе традиционное раскрытие образа с разных точек зрения дополняется приемами альтернативного развития действия и альтернативного повествования. Эти нововведения начала века пройдут через весь XX век. Примерами многовариантности описания могут служить три финала у Б. Брехта (в «Трёхгрошевой опере»), четыре рассказчика у У. Фолкнера («Шум и ярость»), четыре варианта сказания о Прометее, рассказанного Ф. Кафкой («Прометей»), несколько историй, извлечённых из одного зачина у Э. Хемингуэя («Посвящается Швейцарии»).

К необходимости многовариантного описания приходит и наука XX в. Принцип дополнительности Нильса Бора, открытие в 1923 г. де Бройлем дуализма волна-частица в поведении электрона и дальнейшее развитие квантовой механики показало, что физическое содержание системы не исчерпывается каким-либо одним теоретическим языком. Различные языки и точки зрения на систему могут оказаться дополнительными. Каждый язык способен выразить лишь какую-то часть реальности».

Трубецкова Е., Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы?, в Сб.: Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века / Сост. Г.А. Белая, М., «РГГУ», 2003 г., с. 42-43.