Классификация современных русских философов

«Падение марксизма или, по крайней мере, ликвидация его монополии на истину привели к небывалой ситуации в нашей духовной жизни. С одной стороны, пришло чувство раскрепощения и радостное ощущение возможности говорить правду без обиняков и эзоповского языка. С другой стороны, вместе со свободой в душе поселилась экзистенциальная тревога (как и предупреждал полтораста лет тому назад Кьеркегор).

Тревога оттого, что вовсе не ясно, в чём состоит эта правда.

Марксистское иго избавляло профессионального философа от необходимости самостоятельно выработать мировоззрение, он получал его уже в готовом виде, что во многих случаях способствовало полной атрофии самостоятельного мышления вообще.

У людей такого сорта в новых условиях никакой теоретической проблемы не возникало. Всё проще пареной репы: что раньше критиковали, то теперь пропагандируем, раньше брали со знаком минус, а теперь со знаком плюс. Вместо Маркса - Витгенштейн, вместо Энгельса - Гуссерль, вместо Ленина - Мережковский... и пошла писать губерния. И так же, как и раньше, при господстве официальной идеологии, -

ни малейшей попытки разобраться в существе тиражируемых текстов, отделить в них приемлемое от явно ошибочного, бесспорное - от аберрации индивидуального сознания. Достаточно того, что данное положение выдвинул Хайдеггер или, скажем, Кассирер. Чего уж тут мудрить, ясное дело, всё правильно. Остается только переписать (по возможности без ошибок в переводе, что удается далеко не всегда) и издать от своего имени вместе с излияниями восторга (что и даёт право поставить свою фамилию над чужими текстами).

Вторую группу мыслителей постсоветского культурного пространства составляют дилетанты самовыражения - наши мишелшоньтенчики, ницшеоиды, польвалеристы. Никакой дисциплины философской мысли у них нет, определённого мировоззрения тоже, зато они щедро (хотя и не бескорыстно) делятся с читателем своей эрудицией, глубокомысленно рассуждая о многом и не замечая растущего своего сходства с незабвенным героем А. К. Толстого и бр. Жемчужниковых.

Третья группа - это идеологи из той когорты, что в советские времена определялась афоризмом «работать не умею, а руководить могу». Они ждут своего часа, а пока дёргают за ниточки попугайчиков и самовыраженцев.

Наконец, последнюю группу составляют честные труженики письменного стола и студенческих аудиторий. Непосредственно к ним и обращена моя книга. В эту группу входят прежде всего  историки философии, которых меньше всего затронула «идеологическая революция». Им не нужно было моментально «переменить фронт» и повернуться тылом к прежним идолам. В истории философии существовали наиболее благоприятные условия для соблюдения стандарта научности и действительного повышения профессиональной квалификации посредством изучения классиков философской мысли, а не защиты диссертаций. Марксистский подход не мог пустить глубокие корни в мышлении историка философии, потому что у последнего перед глазами была логика идей, структура теоретического построения и фазы её изменения. Первичной данностью всё равно оставались идеи и их связь в той или иной концепции. Выведение же их из «общественного бытия» всегда проблематично и требует дополнительных искусственных звеньев. Так, например, А. Ф. Лосев пытался вывести особенности античного мировосприятия из «рабовладельческого способа производства».

Киссель  М.А., Метафизика в век науки: опыт Р. Дж. Коллингвуда, СПб, «Искусство-СПб», 2002 г., с. 233-235.