Прием авангардизма в живописи Пабло Пикассо

Отечественный художник Александр Васильевич Шевченко [1883–1948] так описывал приём в творчестве Пабло Пикассо:

«Как эпиграф к настоящему очерку можно привести известное изречение «Ничто не ново под луною».

Мы не станем более перечислять подробно, так как это было бы и длинно, и скучно, да, пожалуй, и неинтересно, мы только скажем, что все вышеприведенные примеры красной нитью проходит через все эпохи всех искусств. Разница только в том, что иногда эти принципы выступают ясно ко всей своей первобытной прелести, иногда же они искусно замаскированы, но во всяком случае они есть всегда. В заключение же, сделав пробел, укажем на того, кого называют родоначальником кубизма, на «неистового» испанца Пабло Пикассо.

Фигура Пикассо стоит совершенно одиноко, и хотя он и имеет за собой толпу последователей, но последние или плохо понимают его, или вообще мало одарённые натуры, не обладающие таким большим темпераментом, как у Пикассо.  Путь Пикассо всем известен: сперва от Греко, далее через Сезанна к негритянскому искусству, к кубизму, где он и нашёл своё наибольшее выражение, настолько самобытное, что теперь все в один голос только и говорят о его сумасшествии.

На самом же деле он и не думал сходить с ума.

Он просто нашел новую художественную возможность - смешение материалов.

Так, например, в некоторых из своих последних картин он прибегает к таким возможностям, как вылепливание на картине наиболее рельефных её частей и затем уже окрашивание их, далее, например, если ему надо написать обои, он просто берёт кусок их и наклеивает на картину и т.д. Но разве не теми же способами пользовались древние художники, например, египтяне  (плоско-выпуклая и плоско-вдавленная, не выходящая из плоскости «живописная» скульптура), греки (полихромная скульптура, раскрашенная очень условно); не то же разве в византийском, романском, русском искусствах, где художники вкрапливанием драгоценных камней, эмали, финифти, литья, резьбы и филиграни в спои плоские (коврового стиля) изображения достигали того же эффекта. То же можно найти на наших иконах (рельефные фоны, венцы, камни и т.д.), в нашей раскрашенной резьбе но дереву, в китайской резьбе из дерева и слоновой кости, во всевозможных работах (иногда представляющих целые большие сцены) из инкрустаций, в современных художественных вышивках и т.д.

Везде мы видим то же самое смешение материалов, тот же принцип разнообразенья фактуры, и если нам всё это не представляется бредом сумасшедшего, то только потому, что материалы эти более драгоценны, чем гипс, обои и газеты Пикассо.

Теперь, когда Пикассо перестал быть для нас какой-то загадкой, мы не только не будем считать его сумасшедшим, диким, бегущим всего нормального, а, наоборот, нам ясно стало, что он вполне последователен, он только развивает то, что ему дали предшественники, видим, что он преемственен и притом столько же от Запада, сколько и от Востока, если от последнего не больше». 

Шевченко А.В., Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времён и народов, цитируется по книге: Мастера искусства об искусстве в 7-ми томах, Том 7, М., «Искусство», 1970 г., с. 500-501.