Подрывные инновации / технологии по Кристенсену Клейтону

Кристенсен Клейтон ввёл новый термин: «Подрывные инновации / технологии» (именно термин, поскольку описал ранее известный эффект).

В своей книге: «Дилемме инноватора» он пришёл к выводу, что «…самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий. Для обозначения новых продуктов, которые вызывают панику на устоявшемся рынке, Клей Кристенсен ввёл термин «подрывные технологии». Энди Гроув назвал это «эффектом Кристенсена», а журнал «Forces» «атакой с чёрного хода».

Подрывные технологии предлагают новые версии существующих продуктов. Они «просты в использовании, дёшевы и не отличаются высоким качеством», - утверждал Кристенсен. Обычно их производство предполагает снижение рентабельности и прибыли. Поскольку фирм, желающих выпускать малорентабельные и малоприбыльные новые продукты, находится немного, неудивительно, что успехи подрывных технологий часто оказываются для господствующих на рынке крупных компаний полной неожиданностью.

В книге «Дилемма инноватора» Клей Кристенсен постарался выяснить, на чем спотыкаются многие самые успешные компании. Его исследования подтвердили, что именно успех компании часто становится главной причиной последующих ошибок. «Они часто терпят поражения, - утверждал Кристенсен, - потому что те самые методы менеджмента, которые позволили им стать лидерами в отрасли, мешают им развивать подрывные технологии, которые в конечном итоге крадут у них рынки».

«Подрывные технологии» или «подрывные инновации» Кристенсена почти всегда становятся результатом какого-то технологического новшества, которое создает новые продукты или услуги, способные заменить существующие технологии и изменить динамику рынка. Концепция стратегически переломного момента гораздо шире, поскольку это явление может быть вызвано нетехнологическими факторами или событиями (вспомните, чем обернулся сухой закон для индустрии спиртных напитков). Однако оба этих явления потенциально способны практически мгновенно пустить под откос любую компанию.

Далее приведены примеры подрывных технологий и устойчивых технологий, которым они бросают вызов или приходят на замену: 

 

 

Устойчивая технология

Подрывная технология

Лошади и карета

Автомобили

Реальные книжные магазины

Онлайновые книжные магазины

Высшие школы бизнеса

Корпоративные университеты

Обычные учебники

Электронные учебники

Традиционная фотография на 35-мм пленке

Цифровая фотография

Многотомная печатная энциклопедия 

Википедия

 

На последних страницах «Дилеммы инноватора» помещён «Справочник читателя», где Клей Кристенсен даёт менеджерам следующий совет: корпорации должны «возлагать ответственность за внедрение подрывных технологий на те организации, потребность в продукции которых обеспечивает им приток ресурсов».

Кроме того, он указал, что подрывные технологии нельзя смешивать в одну кучу с другими устойчивыми традиционными продуктами. Вместо этого он настоятельно рекомендовал корпорациям «создавать для них отдельные организации, достаточно мелкие, чтобы их могли заинтересовать небольшие доходы». […]

Далее, Кристенсен посоветовал менеджерам «планировать неудачи». Он призывал руководителей не рассчитывать на то, что «они окажутся правы с первого раза». Вместо этого он предложил менеджерам подумать о превращении подрывных технологий в коммерческие продукты. Это поможет им извлекать «полезные уроки» и при необходимости корректировать курс».

Джеффри Креймс, Думай как Друкер, Минск, «Попурри», 2009 г., с. 322-326.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube