Понятие «средний человек» по Адольфу Кетле

Этот термин был предложен Адольфом Кетле в 1835 году в его работе: Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей.

Для различных социальных групп можно описать (промоделировать) свойства, наиболее часто встречающиеся у них (подобно тому, как в серии листьев одного дерева можно выделить: маленькие – средние и большие…). Тогда свойства остальных членов группы можно математически описать  как отклонение от среднего – в виде кривой нормального распределения.

«Если среднее число является постоянным, то за ним должна стоять реальность, сопоставимая с физической (ср. метеорология), благодаря чему становится возможным предсказывать явления на основе статистических законов. Для познания же этих законов безнадёжно изучать каждого индивида в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а методом - вариационная статистика. Кетле установил, как распределяются различные отклонения от средней величины, показав, что, чем такое отклонение больше, тем оно встречается реже, причём этому можно дать точное математическое выражение.

В 1869 г. вышла книга Гальтона «Наследственный гений». В ней давался статистический анализ биографических фактов и излагался ряд остроумных соображений в пользу приложимости закона Кетле к распределению способностей. Подобно тому, как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а более высокого роста встречаются тем реже, чем чаще они отклоняются от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Но чем детерминированы эти отклонения? Кетле объяснял их «игрой случая». Гальтон же под  влиянием дарвинизма утверждал, что они строго определяются фактором наследственности».                         

Ярошевский М.Г., История психологии, М., «Мысль», 1976 г., с. 264-265.


Характерны две исследовательские линии, намеченные Адольфом Кетле и Фрэнсисом Гальтоном: первый – на основе статистики – изучал «среднего человека», второй – стремился изучать не всех, а только выдающихся личностей – см. также: Оценки числа творческих личностей в сообществах.


Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность.