Ошибки художников Жао Цзы-жану

Китайский художник Жао Цзы-жань перечислял правила живописи через «запреты» (типовые ошибки):

«Первый запрет - нагромождение композиции, усложненный ритм.

Второй - когда близкое и далёкое нельзя отличить.

Третий - горы лишены духа, в них нет артерий.

Четвёртый - у потока нет источника, он неподвижен.

Пятый - природа в картине однообразна.

Шестой - дорога никуда не ведёт.

Седьмой - когда у камня нарисована только одна сторона.

Восьмой - а у деревьев меньше четырёх ветвей.

Девятый - люди и животные - горбатые, неуклюжие.

Десятый - башни и дворцы с ошибками нагромождены.

Одиннадцатый - облака клубятся водянистые, слабые, в них нет полноты.

Двенадцатый - нарушены нормы и правила раскраски».

Жао Цзы-жань,  Двенадцать запретов, цитируется по: Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, Том 1, М., «Искусство», 1962 г., с. 375.