Проект «Института гениального творчества» – Доклад Г.В. Сегалина

Этот Доклад был прочитан автором в Екатеринбурге на заседании медицинского факультета Уральского университета:

Творческая энергия даровитого человека есть такая же драгоценная энергия в природе, как всякая другая. До сих пор перед этой энергией хотя и преклонялись, но её мало ценили и бессмысленно-хищнически эксплоатировали, а 99% этой энергии гибло и пропадало.

Уродливые явления по отношению к одарённому и талантливому человеку - достаточно всем известны. Никогда анархия и эксплоатация в отношении людей искусства, людей научного, технического и другого творчества не достигала таких грандиозных размеров, как в последние десятки лет.

Кому неизвестны печальные страницы биографий великих людей. Полное непонимание новых идей или замыслов даровитого человека среди современников, преследование за всякое новшество во всех областях творчества, если эти новшества почему либо противоречат вкусам или желаниям сильных мира сего; неслыханная эксплуатация произведений творчества разными издателями, скупщиками и ловкими агентами-предпринимателями, хищническая эксплуатация ложных или настоящих вундеркиндов; необеспеченность, голодное прозябание и преждевременная гибель людей творчества, вследствие неуменья приспособиться ни к каким решительно социально экономическим условиям; преждевременная их гибель, вследствие неуменья угождать и подлизываться своим меценатам-покровителям, вследствие неуменья рекламировать и продавать свою душу, свои страдания продажной прессе; или же наоборот - лакейское служение одарённого и талантливого человека пошлым вкусам мещанства; продажность и наглейшее рекламирование псевдотворчества, проституция искусством, литературой, наукой, сценой и чем только угодно, и, наконец, последнее слово в творчестве - кривлянье, позирование, кликушество в искусстве и литературе и прочее ради того, чтоб обратить на себя внимание, чтоб получить какую-нибудь подачку, чтобы только не погибнуть от голода. Все эти явления, характеризующие наибессмысленнейшую трату той огромной энергии даровитого человека, настолько общеизвестны, что о них иного говорить не приходиться. Всякому ясно и очевидно, что всем этим уродливостям, безобразиям и бессмысленной трате этой энергии, должен быть, раз навсегда положен конец.

Талантливый и одарённый человек должен быть по справедливости оценён, признан, от эксплуатации, голода, несправедливости, невольной лжи и продажности, кривлянья - огражден; а главное, его титаническая анергия правильно и разумно использована, ибо даровитый человек - есть самое богатое достояние всех людей и это ясно всякому.

Но это ясно всякому только в теории. В практике, когда этот принцип нужно провести в жизнь, это самая сложнейшая, самая труднейшая проблема человечества. Насколько легко сказать фразу: одарённый человек должен быть правильно оценён и использован, настолько трудно применить это на деле. Почему? Ведь тут имеете дело, во-первых, с категорией людей, которые по существу своему обладают антисоциальными, то есть резко индивидуальными свойствами (подчас не дающими им возможности приспособиться ни к каким экономически-общественным условиям), а при подавлении этих индивидуальных особенностей не может быть общественно-полезного творчества, ибо в силу только этих резких аномальных или даже явно патологических особенностей, эти люди одарены, талантливы, гениальны и проявляют эту энергию одарённого творчества. Во-вторых, где и откуда у нас возьмутся те критерии для правильной оценки этой энергии: что есть талантливо, что нет и т.д. Ведь всё предыдущее нам оставляет в наследство такую туманную идеологию в отношении этих вопросов, как и в отношении всего того, что касается одарённого творчества и одарённого человека, что считаться с этой идеологией почти не приходиться. В самом деле: не только широкие массы не имеют понятия и не дают себе сколько-нибудь ясного отчёта, что такое творческая энергия, что такое творчество, интуиция, вдохновение и прочее и прочее, но даже самые образованнейшие элементы Запада не дают себе полного отчёта, и в этих понятиях господствует столько метафизики и романтики, что только руками разводишь.

Впрочем особенно этому не приходиться. Туманная и мещанская идеология в понимании одарённого творчества объясняется ещё и тем, что вопросы эти совершенно не изучены и представляют из себя непочатый край и самую тёмную область человеческих знаний. Ни современная психиатрия, ни психология, ни какая-нибудь другая научная дисциплина не проливают света на все эти вопросы, да и, по правде сказать, до сих пор нет среди учёных не было видно организованного стремления изучать эту область, не было видно заинтересованности стремиться организованным путем пролить свет там, где это больше всего нужно.

Ясно и понятно, что раз мы не заинтересованы поддерживать темноту и незнание в какой бы то ни было области вообще, то тем более мы не заинтересованы также дальше культивировать туманную идеологию и в вопросах творчества. Тем более, когда государству приходится, наконец, задумываться над тем, как сделать, чтоб урегулировать в общегосударственном масштабе те условия, которые вызывают массовую гибель одарённой и талантливой энергии, понятно, что раз государство приступит, наконец, когда-нибудь, к регулированию этих условий, вызывающих эту массовую гибель творческой энергии, оно не сможет руководиться старыми отжившими, туманными критериями в оценке этих людей и их произведений, иначе оно не сможет регулировать эти вопросы и прежние ошибки будут неизбежно повторяться. Так вот для этого необходимо эти вопросы во всеоружии современных знаний изучить и изучить не так, как это делалось до сих пор, неорганизованно-разрозненно и по-дилетантски, а организованно-коллективно и специальным органом, который бы этим только занимался, изучал, ведал и регулировал. Автор сего доклада предлагает проект организации Института по изучению энергии одарённого творчества и одарённого человека (а также регулирование вопросов, связанных с этим творчеством - например, вопросы быта творящих). Вместе с основанием такого института современное общество положит основание такому небывалому в истории культурному началу - новой науке - Ингениологии - т.е. науки о гениальном и даровитом человеке, и тем положит начало ясному пониманию и оценке энергии одарённо-гениального творчества и избавит человечество от мещанского тумана, господствующего до сих пор в это области. […]

Институтом изучается:

Во 1-х: творчество коллективное а) творчество народов малокультурных, высококультурных; б) творчество классовое.

Во 2-х творчество детей и дикарей.

В 3-х творчество вундеркиндов ложных и настоящих (включая сюда и творчество дефективных детей).

В 4-х: творчество душевнобольных (находящихся в специальных заведениях).

В 5-х: творчество гениальных безумцев (графоманов, психопатов).

В 6-х: творчество гениального и талантливого человека (индивидуальное творчество). […]

Краеугольным камнем изучения и понимания людей творческого типа и в особенности, изучения творческого психомеханизма, служит психопатология гениальных людей и психопатология творчества (Поучительно, что этот вывод никак не следует из предыдущих частей Доклада – Прим. И.Л. Викентьева). То, что было сделано до сих пор в этом направлении ничтожно и дилетантски. Попытка Моро де Тура, Ломброзо и его школы в этом направлении, осталась только попыткой и принесла даже некоторый вред изучению этой области.