Талантливый человек создаёт новые образцы для подражания – мнение Адама Смита

Адам Смит написал книгу: Теория нравственных чувств.

«Человек, отличающийся особенными дарованиями, вводит некоторые изменения и правила каждого искусства и даёт новые образцы в поэзии, музыке и архитектуре. Подобно тому, как одежда изящного и богатого человека уже вследствие этого только нравится, вызывает удивление и подражание, как бы она странна ни была, таким же точно образом дарования талантливого художника могут породить пристрастие к новому, ему только свойственному роду, и ввести последний в моду, каким бы искусством он ни занимался.

В последние пятьдесят лет музыка и архитектура испытали в Италии значительные изменения вследствие подражания оригинальным образцам некоторых великих художников в этих искусствах. Квинтилиан упрекал Сенеку в том, что тот испортил вкус римлян и осквернил суетными украшениями строгую мысль свою и мужественное красноречие.

Салюстию и Тациту делались такие же упрёки, только в другом роде: говорилось, что они ввели в употребление слог, который, несмотря на свою удивительную сжатость, изящество, выразительность и даже поэтичность, был лишён прелести, простоты и естественности и давал знать о тягостной работе, употребленной на его отделку.

Как велики, однако же, достоинства, заглушающие своей прелестью столько недостатков! Между тем как одного писателя восхваляют за то, что он очистил вкус своего народа, самая большая, быть может, похвала, какую можно сделать другому писателю, состоит в том, что он испортил вкус своей страны. Поп и Свифт ввели в английский язык - один относительно длинных, другой относительно коротких стихов - новые формы, отличные от тех, которые были в употреблении до них в рифмованных произведениях поэзии. Изящество Бутлера уступило место простоте Свифта; неукротимый пыл Драйдена и правильность, нередко утомительная и лишённая изящества, Аддисона в настоящее время не служат образцами, между тем как постоянно стараются подражать силе и точности Попа».

Адам Смит, Теория нравственных чувств, СПб, 1868 г., с. 258.