О сходстве и различии людей по Николаю Кузанскому

«Если задумаешь приступить со своими предположениями к сходствам и различиям человеческой вселенной, тебе надо будет рассмотреть фигуру универсума, представив человеческий вид стяжённым внутри большего круга.

Тогда ты заметишь, что в пределах человеческого вида некоторые более свободные (abstractiores) и созерцательные люди пребывают как начало (всего вида) в том или ином общении с духовными и вечными сущностями, как бы в высшем небе человечности; остановившиеся на созерцании истины, они суть интеллект вида. Есть и другие, рассудок вида. Они стоят над низшими, как бы чувственными.

Первые, мудрецы, - как бы ярчайшие и чистейшие светы, несущие в себе изображение (effigies) духовного нетленного мира; последние, чувственные, - как бы звери, следующие похоти и сластолюбию; средние причастны свету, льющемуся к ним от высших, и стоят во главе низших.

При единстве человеческого вида всё вообще множество внутри вида в целом подразделяется, таким образом, на три части людей. Потом, однако, внутри самой части религии, или созерцательности, ты видишь три более специальных разделения, потому что какое-то множество людей приобщается к ней с высотой и благородством поверх всякого рассудка и чувства, другое стягивает её в некую рациональную конкретность, а низшее - в чувственность.

Как можешь таким путём заметить, та или иная религия, по-разному обещающая людям более высокую бессмертную цель, от природы присуща всему человеческому виду, причем обитатели нашего мира причастны к ней по-разному, как показывает фигура универсума: первые, более свободные, причастные религии более духовно над всяким рассудком и чувством, ожидают жизни, по своему превосходству выходящей за пределы всякого рассудочного и чувственного постижения; вторые, вводя счастье в пределы рационального, полагают цель в познании вещей и пользовании ими; третьи - нелепейшим образом - в чувственных наслаждениях. Первые делятся ещё на три части, так же вторые и третьи».

Николай Кузанский, «О предположениях / Сочинения в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1979 г., с. 261-262.