О подражании, художественной манере и стиле по И.В. Гёте

И.В. Гёте трактовал приём подражания ещё шире, чем, например, ранее это сделал Платон:

«Простое подражание, работает как бы в преддверии стиля, оно научается сравнивать схожее, разделять несхожее и объединять отдельные предметы общими понятиями.

Манера - посредине между простым подражанием и стилем. Чем больше она при своем более лёгком способе передачи приближается к точному подражанию, чем старательнее она, с другой стороны, схватывает характер предметов и осязательно его передаёт, чем больше она связывает то и другое чистой, живой, наивной, деятельной индивидуальностью, тем она становится выше, больше, значительней» […]

«Когда через подражание природе, через создание общего языка, через точное изучение предметов искусство достигает, наконец, всё более и более точного познания свойства вещей и их состояния, умения обозревать последовательность форм, умения сопоставлять и передавать наиболее характерные из них, - тогда появляется стиль как высшая ступень, которой искусство может достичь, - ступень, равная высшим человеческим усилиям.

Простое изображение покоится на спокойном бытии и благоприятной обстановке, манера схватывает явление своей лёгкой, одарённой природой, стиль же покоится на глубочайших твердынях познания, на сущности вещей, насколько её возможно познать в видимых и осязаемых образах»

И.В. Гёте, Простое подражание природе, манера, стиль / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, Том 3, М., «Искусство», 1962-1970 гг., с. 16-17 и 14.