Ошибки и проблемы формирования национальной элиты по С.П. Капице и соавторам

«Формирование элиты в России имеет ряд характерных особенностей. Одну из них, анализируя ход русской истории, В.О. Ключевский определяет следующим образом: «Государство запутывалось в нарождающихся затруднениях; правительство, обыкновенно их не предусматривавшее и не предупреждавшее, начинало искать в обществе идей и людей, которые выручили бы его, и, не находя ни тех, ни других, скрепя сердце, обращалось к Западу, где видело старый и сложный культурный прибор, изготовлявший и людей, и идеи, спешно вызывало оттуда мастеров и учёных, которые завели бы нечто подобное и у нас, наскоро строило фабрики и учреждало школы, куда загоняло учеников. Но государственная нужда не терпела отсрочки, не ждала, пока загнанные школьники доучат свои буквари, и удовлетворять её приходилось, так сказать, сырьём, принудительными жертвами, подрывавшими народное благосостояние и стеснявшими общественную свободу. Государственные требования, донельзя напрягая народные силы, не поднимали их, а только истощали... Народное образование получило характер правительственного заказа или казённой поставки подростков для выучки по определённой программе».

Много веков перед российской элитой встаёт соблазн буквального копирования западных достижений. У «властителей дум» периодически в течение последних веков возникает «комплекс неполноценности» и поиск тех «делать жизнь с кого». В этой роли уже выступали французы, немцы, сейчас выступают американцы. Это происходит с удивительным постоянством, несмотря на то, что многие стратегически важные успехи нашего отечества были достигнуты на нетрадиционных для Европы путях.

Со времён Петра возникает искус готовить за границей или в своём отечестве ярких самобытных творцов в пределах своей области, не претендующих на собственное мнение и гражданское достоинство вне сферы своей профессиональной компетенции. Творцов, которых можно поставить в положение обслуживающего персонала, технических исполнителей или просто просителей. Это раскалывает элиту, делает её гораздо более слабой и незащищённой, чем это необходимо для великой страны. Встаёт задача сформулировать саму концепцию элитарного образования, неразрывно связанную с долговременными национальными целями и создаваемым сейчас будущим России.

Характерную проблему, связанную с ролью яркой творческой элиты в жизни крупного государства, английский писатель и физик Ч.П. Сноу сформулировал следующим образом: «Во всех крупных индустриальных странах наблюдается одно интересное явление. Потребность в талантливых людях, способных выполнять работы первостепенной важности, оказывается больше, чем может дать страна, не прибегая к чрезвычайным мерам, и эта диспропорция становится с годами всё более ощутимой. В результате эти страны испытывают недостаток в умных и компетентных людях, согласных заниматься интересной работой, а без этих людей невозможно добиться, чтобы колёсики государственной машины вертелись без перебоев».

События последних лет, понижение уровня управления, обнаружившаяся некомпетентность многих национальных и региональных элит, неспособность многих руководителей промышленности овладеть ситуацией показывают, что эта проблема для России гораздо более  актуальна, чем для многих других стран».

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с.178-179.