Классификация ВУЗов и специалистов по С.П. Капице и соавторам

«При рассмотрении проблемы сохранения системы высшего образования существенным, с нашей точки зрения, является выделение трёх категорий ВУЗов, основное различие между которыми состоит не в специальности, по которой производится подготовка студентов, а в масштабах влияния на общество, как текущее, так и перспективное.

Данным категориям ВУЗов отвечает соответствующая классификация людей, занятых в общественном производстве и управлении.

1. «Элита». Группа специалистов, ориентированных на создание нового - новых знаний, технологий, общественных структур. Она определяет будущее современного общества на достаточно больших временах, характерный временной масштаб привносимых ими изменений - это несколько десятков лет. При отсутствии данной группы в обществе оно становится неспособно создать что-либо новое, а лишь воспроизводит уже существующее. Заметим, что в традиционных сообществах, когда сверхценностью считается стабильность и жизнь по законам предков, данная группа воспринимается резко негативно. С другой стороны, при попытке реформирования общества необходимо приглашение элиты извне - «варягов», «немцев» или «буржуазных специалистов». Численность этой группы невелика, но значительны масштабы её воздействия на общество. Плохая подготовка элиты может привести к стратегическим просчётам и выбору неверного пути развития.

2. «Хранители» существующих жизненно важных технологий. В современном обществе эта группа оказывается довольно тесно связана с первой, поскольку время жизни большинства технологий существенно меньше срока профессиональной деятельности. Тем не менее, провести разграничительную черту всё же можно. Отсутствие или недостаточная подготовка специалистов этой группы приводят к техническим катастрофам различных масштабов из-за снижения уровня производства и обслуживания техники.

3. Специалисты «текущих профессий», работающие непосредственно с людьми. Наиболее типичные представители - учителя, врачи, юристы, агрономы и т.п. (точнее, большая их часть, не входящая в элиту). Это самая массовая группа, однако масштабы воздействия на общество каждого отдельного её представителя наименьшие среди данных трех групп.

Соответственно, можно выделить и три группы учебных заведений.

Первой соответствует так называемое университетское образование, в котором основным является разнообразие и свобода мышления и творчества, второй - большая часть технических ВУЗов, не входящих в 1-ю группу, третьей - все прочие. Следует отметить, что до нынешнего века подготовкой специалистов 2-й и 3-й групп занимались в основном не ВУЗы, а техникумы и училища».

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с.188-189.

 

 

Оценка результатов / достижений Специалистов от «мирового уровня»