Самовоспитание характера в юности – случай А.П. Чехова

«Вообще поразительны, если вдуматься, отношения Чехова со своей таганрогской «фамилией».

На удивление рано созрели у него принципы человеческой педагогики, отношения к людям, отношения, которые стали потом свойством его искусства. Рядом с ним, в той же семье росли два незаурядно одарённых, но бесхарактерных человека - братья Александр (отец М.А. Чехова - Прим. И.Л. Викентьева) и Николай. В детстве они казались интереснее, ярче Антона, который запомнился кое-кому из сверстников «увальнем с лунообразным лицом».

На Александра в гимназические годы Антон в особенности привык смотреть снизу вверх, как на старшего и раньше приобщившегося к столичному литературному миру. Николай же был одарён к живописи, что называется, «милостию божией». Но, в конце концов, выяснилось, что, талантливый художник, он катастрофически безволен и, увлекаясь все новыми идеями и сюжетами, редко способен завершить начатый труд. А разносторонне даровитый Александр - мучительно самолюбив, в своих же литературных опытах назидательно-сентиментален, «слезоточив». Оба были склонны разбрасываться, и к тому же обоих губил «штоф с водкой», который молодой Чехов, нисколько не пыжась выглядеть в глазах братьев постным праведником, призывал «разбить» ради самоспасения.

Ещё в гимназическую пору Антон молчаливо и упрямо отстаивал себя, сопротивляясь деспотизму отца, устраивавшего в доме скандалы из-за пересоленного супа и склонного, как ему представлялось, из самых благих побуждений к подавлению всякого независимого голоса. Павла Егоровича надломило лишь банкротство.

В 1877-1879 годах Антон оказался в положении худшем, чем братья: после разорения семьи и бегства отца в Москву он остался в Таганроге один, чтобы кончить гимназию. Живя среди чужих людей в положении нахлебника, черпая полной мерой житейские унижения, он осознал, что надо воспитать в себе железную волю к труду. Он понял, что никогда нельзя лгать, а начинать надо с того, чтобы не лгать себе. Не обольщаться понапрасну химерами богатства и успеха, как на его глазах много раз обольщался ими отец. Жить своим умом. Не унижаться перед людьми и обстоятельствами, и, если нужно, всё претерпеть. Это была поразительная школа самовоспитания. На ней возросла потом мужественная, жесткая, смягченная порой иронией и лирикой, но лишенная всякой слащавости и обольщений проза Чехова.

Писатель - это не просто дар, это ещё и характер. Сдержанный во всём, что касалось его лично, Чехов скупо роняет признания, по которым можно судить, какой внутренней работы и борьбы с собой стоила ему выработка самосознания и творческой воли. Ведь он не считал себя от природы собранным и деятельным человеком и любил пошутить на ту тему, что «лень родилась в 1859 году, то есть на год раньше меня». Что и говорить, семья Чехова, его наследное окружение были на пять голов выше типовой обывательской среды.

И всё же, когда Александр писал Антону впоследствии: «Детство отравлено у нас ужасами», по-видимому, он мало преувеличил.  Подторговывая в погребке за отца, сгребая с прилавка пятаки и семишники, подвергаясь отцовской порке, вкушая несправедливые подзатыльники, стоя в рваных сапогах на клиросе церкви, Чехов чувствовал себя «маленьким каторжником». Но в нём копилась энергия протеста. Он уже готовился к тому, чтобы из себя «выдавливать по каплям раба». «Что писатели-дворяне брали у природы даром, - написал Чехов Суворину, - то разночинцы покупают ценою молодости». Можно было бы прибавить: и ценою детства, ценою юности».

Лакшин В.Я., Пять великих имён: статьи, исследования, эссе, М., «Современник», 1988 г., с. 372-373.

 

Добавлю, что первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Антоном Чеховым в период учёбы в гимназии.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube