Новый продукт, как преодоление предела / ограничения по Ричарду Фостеру

«Джек Килби решал проблему технологического предела и в ходе поисков изобрёл один из самых важных продуктов XX в. - интегральную схему.

Произошло это в конце 1958 г., семь лет спустя после наступления эры транзисторов. Последние представляли собой миниатюрные аналоги электронных ламп. Эти маленькие устройства дали возможность творить большие дела таким компаниям, как только оперившаяся в то время «Тексас интрументс». С миниатюрными электронными компонентами все связывали надежды на будущие сверхминиатюрные элементы, которые откроют дорогу широкомасштабному коммерческому использованию электроники.

Существовала, однако, проблема технологических пределов. Чтобы они принесли пользу, эти миниатюрные элементы требовалось соединить между собой проводами. Чем сложнее функция устройства, тем больше компонентов инженер должен был соединить между собой. Но как?

Радиоприёмник с невысокой точностью воспроизведения звука может быть довольно простым, так как состоит из немногих компонентов. Но радиотелефон будет весьма сложным аппаратом, состоящим из многих компонентов. Джек Мортон, вице-президент, ведающий электронными компонентами в «Белл лэбз», сформулировал проблему следующий образом: «Чтобы получать целостную систему, каждый компонент необходимо изготовить, проверить, упаковать, отгрузить, распаковать, повторно проверить и соединить с другими по одному. Чтобы система функционировали как целое, каждый компонент и его соединения должны действовать надёжно». Отсюда «тирания крупных систем, количественный барьер (предел) на пути будущих успехов в том случае, когда мы вынуждены полагаться на дискретные компоненты при создании более крупных систем».

Многие компания, включая «Тексас интрументс», пытались найти способ обойти указанный барьер. В «ТИ» считали, что для дела хорошо, если каждый компонент будет стандартного размера. Вероятно, немного это помогло бы, но указанный подход наталкивался на те же ограничения, что и предыдущие. Чем сложнее устройство, тем больше соединений. Требовалось «АГА!».

Выражение «принцип «АГА!» пустил в оборот Мартин Гарднер, который на протяжении многих лет сочинял головоломки для журнала Сайентифик америкен. (Последнее утверждение – ошибочно. Данный термин начал употреблять в означенном смысле ещё в начале XX  века Вольфганг Кёлер  - Прим. И.Л. Викентьева). К этому восклицанию вы прибегаете, когда видите проблему в совершенно новом свете. Так, что вы способны увидеть нечто совершенно новое. Например, вы смотрите на дыру и вдруг видите, что это не просто дыра, а дырка в бублике. Как однажды выразился знаменитый биолог Альберт Сент-Дьёрдь: «Открытие заключается в том, чтобы видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Это и есть принцип «АГА!».

Джек Килби, молодой инженер из «ТИ», нашёл иной подход к проблеме соединения. Он заметил, что кремний, который использовали для транзисторов, можно использовать и для других компонентов. Они станут дороже, но, рассуждал Килби, «пусть изготовление этих других компонентой из кремния обойдётся дороже, зато таким путей я сумею соединить их без проводов». В самом деле, без проводов! («АГА!») Нет больше индивидуальных компонентов. Отпадает необходимость в проверке и перепроверке, упаковке и распаковке. Нет более «тирании чисел», ибо все компоненты, какими бы сложными они ни были, становятся одним компонентом. Проблема исчезла.

Джек Килби изобрёл «интегральную» схему.

История с Килби более драматична, чем большинство других историй, но она типична для учёных, которым удаётся обойти технологические пределы. Они одержимы проблемой. Они ищут радикальные альтернативы, но такие, которые, в сущности, просты, изящны (всё сделать из одного материала) и обещают снижение затрат. Они используют опыт, накопленный в других областях, а не упорствуют в попытках найти решение проблемы с помощью повторения старых принципов (сделать провода меньше, сократить число соединений). В результате те, кто преодолевает барьеры, нередко являются специалистами в областях, отличных от той, где усилия были сконцентрированы ранее. И в этом их преимущество.

Они не цепляются за всё менее эффективные подходы, использованные в прошлом. Благодаря их успеху и привнесённым ими новым знаниям возникает потребность в ещё более широких знаниях, необходимых для поддержания успеха. Не будучи связан необходимостью использовать ограниченные старые ресурсы и имея возможность применять наилучшие из имеющихся новых ресурсов, новатор (в деловой жизни - атакующий) получает преимущество в то самое время, когда сработал принцип «АГА».

Ричард Фостер, Обновление производства: атакующие выигрывают, М., «Прогресс», 1987 г., с. 73-75.