Гений в историческую эпоху по Якобу Буркхардту

После смерти Якоба Буркхардта, была изданы его материалы к лекциям, получившие от издателя смерти название: Размышления о всемирной истории / Weltgeschichtliche Betrachtungen.

Один из последователей швейцарского историка, Альфред Вебер, так излагал его мысли по поводу значения гения в определённую историческую эпоху:

«То всеобщее, касающееся целых культур, народов, всего человечества, что по Буркхардту придаёт гению мировую значимость, - отмечает Вебер, - это конкретное проявление принадлежащей нам, людям, способности имманентно трансцендировать исторически данную жизненную материю пламенем человеческой души. Мы называем такое конкретное формирование из душевных глубин идеацией. Идеация (Ideeierung) - это своего рода концептуализация, осуществляющаяся благодаря способности гения проникать в самую суть бытия, доходить до его вечных, вневременных предельных оснований. Идеация не есть идеализация, ибо последняя связана с противопоставлением доброго злому, прекрасного безобразному и т.д. Идеация - нечто всеобщее, связанное с выявлением крайне противоречивых, доступных опыту последних истин бытия, воплощённых в конкретном жизненном облике. Идеация отражает и наличие демонического в бытии. Специфика гения связана с его неизбежно «двойным» существованием, с его «распростёртостью» между иррациональным миром имманентной трансценденции и исторической реальностью. Если сама история складывается анонимно и коллективно, то гений, посредством идеации исторически данного, придаёт конкретной эпохе и культуре общечеловеческий исторический смысл. Он раскрывает ей глаза на собственную суть, преодолевает иррациональную анонимность её бытия».

Партон Т.А., Чёрный Ю.Ю., Человек в потоке истории: введение в социологию культуры Альфреда Вебера, «Наука», 2006 г., с. 130-131.