Газета как организатор социального движения по Мохандасу Ганди

В это время Мохандас Ганди работал адвокатом в Южной Африке:

«Примерно в то же время адвокат Маданджит предложил мне начать с ним вместе издавать газету «Индиан опинион». Раньше он уже занимался издательским делом, и я одобрил его предложение. В 1904 г. газета стала выходить. Первым её редактором стал адвокат Мансухлал Наазар. Но основное бремя работы легло на меня, и почти всё время я был фактическим руководителем газеты. Это произошло не потому, что Мансухлал не мог выполнять эту работу. В бытность свою в Индии он много занимался журналистикой, но никогда не решился бы писать по таким запутанным вопросам, как южноафриканские, и предоставлял это мне. Он питал глубочайшее доверие к моей проницательности и поэтому возложил на меня ответственность по составлению редакционных статей. Газета выходила еженедельно. Вначале она выпускалась на гуджарати, хинди, тамильском и английском языках. Но я убедился, что издания на тамильском языке и на хинди излишни. Они не достигали цели, и я упразднил их: я понимал, что продолжать выпуск газеты на этих языках даже было бы заблуждением.

Я не предполагал, что мне придётся вкладывать средства в издание газеты, но скоро убедился, что она не может существовать без моей финансовой помощи. И индийцы, и европейцы знали, что, не являясь официальным редактором «Индиан опинион», я фактически несу ответственность за её направленность. Ничего существенного не произошло бы, если бы газета вообще не издавалась, но прекращение её выпуска было бы для нас потерей и позором. Поэтому я беспрестанно ссужал средства, пока, наконец, не вложил в газету все свои сбережения. Помнится, иногда вынужден был тратить на издание по семьдесят пять фунтов стерлингов в месяц. Но газета, как мне кажется, сослужила общине хорошую службу. Она никогда не рассматривалась  как коммерческое предприятие. За весь период моего руководства газетой перемены в её направлении отражали перемены в моём мировоззрении. В те времена «Индиан опинион», как теперь «Янг Индия» и «Навадживан», была зеркалом части моей жизни. На её страницах я изливал свою душу и излагал своё понимание принципов и практики сатьяграхи (несотрудничество с властями и гражданское неповиновение – Прим. И.Л. Викентьева). В течение десяти лет, т. е. вплоть до 1914 г., за исключением перерывов в связи с моим вынужденным отдыхом в тюрьме, едва ли хоть один номер «Индиан опинион» вышел без моей статьи.

Не припомню, чтобы в этих статьях, которые я не имел возможности тщательно обдумывать и взвешивать, было сознательное преувеличение или хоть слово, написанное ради удовольствия. Газета стала для меня школой сдержанности, а для друзей - средством общения с моими мыслями. Критик не нашёл, бы в ней почти ничего, вызывающего возражения. Действительно, тон «Индиан опинион» вынуждал критика обуздывать своё перо. Без «Индиан опинион», пожалуй, невозможно было бы и проведение сатьяграхи. Читатели искали в ней достоверные сведения о сатьяграхе и положении индийцев в Южной Африке. Для меня газета явилась средством изучения человеческой природы во всех её проявлениях и оттенках, поскольку я всегда стремился к установлению тесной и откровенней связи между редактором и читателями. Мои корреспонденты заваливали меня письмами, в которых изливали свою душу. Письма были дружеские, критикующие или ядовитые в соответствии с темпераментом писавших. Изучать, переваривать эти письма и отвечать на них было для меня хорошей школой. Посредством переписки со мной община как бы размышляла вслух. Это помогало мне лучше осознать ответственность журналиста, а завоеванный таким путём авторитет в общине способствовал тому, что наше движение становилось эффективным, величественным и непреодолимым.

Уже в первый месяц издания «Индиан опинион» я понял, что единственной целью журналиста должно быть служение обществу. Газета - великая сила, но подобно тому, как ничей не сдерживаемый поток затопляет берега и истребляет посевы, так и не подчинённое контролю перо журналиста служит только разрушению. Если контроль осуществляется со стороны, он ещё губительнее, чем его отсутствие. Контроль приносит пользу, лишь когда исходит от самого журналиста. Если с этой точки зрения подойти к содержанию газет, пожалуй, немногие из них выдержали бы испытание. Но кто прекратит издание бесполезных газет? И кто может быть судьёй? Полезное и бесполезное, как вообще доброе и злое, развивается совместно, а человек должен уметь сделать для себя выбор».

Мохандас Ганди, Моя жизнь, М., «Издательство Восточной литературы», 1959 г., с. 253-254.