Принятие Никейского Символа Веры - Догмата о Троице христианской церковью

Принятая на I-м Никейском соборе, проходившем в городе Никее (где впервые в истории христианства собрались примерно 300 епископов из разных стран),  формула вероисповедания, в которой провозглашалась божественность Сына, названного «единосущным Отцу», а после краткого третьего члена формулы («Веруем в Духа Святого») следовало анафематствование еретического движения арианства.

Позже в символе веры был опущено анафематствование арианства и расширена третья часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну.

Согласно Символу Веры:

- Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого); 
- Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;
- Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. 

Основные разногласия между восточным и западным христианством лежат в формулировке Символa веры. Восточное христианство рассматривает источником Святого Духа лишь Бога-Отца, в то время как западное христианство в большинстве церквей рассматривает Святой Дух, как исходящий также и от Бога-Сына.

Византийский император  Константин сказал во время Собора: «В этом океане вражды у нас есть одно спасение - это  всеобщее согласие. Детали и мелочи не важны. Их надо отринуть  и  не говорить о них вслух».


Кроме этого, на I-м Никейском соборе было выработано 20 правил церковной дисциплины и  разрешены разногласия относительно времени празднования Пасхи.

«В 325 г. н. э. первый Никейский вселенский собор рассмотрел вопрос о дате празднования пасхи - главного христианского праздника. По постановлению собора пасха должна праздноваться весной непременно в воскресный день, следующий за первым после весеннего равноденствия полнолунием. Предполагалось при этом, что юлианский календарь достаточно точен и дата весеннего равноденствия - 21 марта - остается навсегда одной и той же. На деле же решение Никейского собора оказалось опрометчивым и через 1200 лет привело к новой календарной реформе».

Гурштейн А.А., Извечные тайны неба, М., «Просвещение», 1984 г., с. 100. 

 

Решения Собора было объявлено церквам в 2-х указах: и от лица Собора, и от лица императора Константина.

А упорствующий в своей ереси Арий был предан проклятию и, по велению императора Константина, сослан в заточение, вместе с двумя  поддержавшими его епископами…