Закупщик модной одежды – наблюдение Кристиана Диора

Большинство людей знают о публичных показах моды: здесь присутствуют Клиентки, знаменитости, пресса…

Менее известны показы для специалистов-закупщиков – их поведение существенно отличается от поведения Клиенток:                                

«Мы среди своих, среди профессионалов, и светская болтовня тут неуместна. Каждый готовится сыграть партию в покер, во время которой нужно во что бы то ни стало держать свои чувства в узде. Нельзя не только выражать одобрение модели, которая понравилась, нельзя дать понять внимательным конкурентам, на какую именно модель ты обратил внимание. Вот почему так важно размещение - головная боль мадам Люлен, которая всеми силами старается не улучшить и не ухудшить позицию каждого из наших клиентов.

Манекенщиц ещё утром приветствовали с восторгом, зато теперь встречают с нарочитым равнодушием, что как нельзя лучше свидетельствует о той перемене, которая свершилась в судьбе моих платьев. Платья перестали быть предметом восхищения знатоков, они стали объектом конкуренции, и каждый умело ведет игру, чтобы выиграть. Деточки (так у Диора называли манекенщиц – Прим. И.Л. Викентьева), всё ещё чувствуя на себе блёстки недавней славы, обычно несколько обескуражены холодным приёмом, но ведь он так естественен. А они вопреки всякой логике всё-таки стараются добиться аплодисментов. Аплодисменты будут, но гораздо позже, когда деточки будут показывать вечерние платья; большие магазины их обычно не закупают, вот им и достанется всё одобрение, в котором нарочито отказывали более скромным платьям.

В этом сборище профессионалов я судил об успехе моих моделей не по овациям - даже внезапные аплодисменты приветствовали здесь отнюдь не те модели, которые выбрал для себя тот, кто захлопал. А по качеству тишины. Чем глубже была эта тишина, чем она была продолжительней, тем очевиднее было для меня, что модель понравилась.

Закупщики, разыгрывая из себя дурачков, иной раз обманывают и самих себя тоже, но кого бы они ни изображали, они пожирают коллекцию глазами, замечая мельчайшие детали. Даже те, кого никак не заподозришь в намерении что-то тайком скопировать, вне всякого сомнения (и это тоже совершенно естественно), постараются как можно лучше запомнить даже те платья, которые они не заказали. Они сдержанны в эмоциональных реакциях и потому, что себя контролируют, и потому, что очень сосредоточенны.

Как только Клер возвращается в гримерную под шум, который неизбежно сопровождает свадебное платье, в зале навязываются разговоры.

Нет возможности не высказать мнения об увиденном, нужно договориться о встрече со своей продавщицей, чтобы оформить намеченный заказ. Кое-кто из закупщиков хочет посмотреть коллекцию ещё раз. Другие готовы покупать уже сегодня вечером. Обычно торопятся больше всего те, кто, как мой дорогой друг Уолкер из Монреаля, улетают на самолёте утром на следующий день».

Кристиан Диор, Диор о Dior, М., «Слово / Slovo», 2010 г., с. 135-136.