Приемы воображения / вымыслов по М.В. Ломоносову

«§ 151 К изобретению вымыслов больше всего служат примеры, славных авторов, однако уповаем, что-нибудь полезны будут и следующие правила, которые взяты с лучших примеров и основаны на тех же средствиях, которые предложены для изобретения витиеватых речей, также и на местах риторических. Во-первых, предлагаем учение, как составлять чистые и смешанные вымыслы, потом показываем способы как оные предлагать косвенно.

§ 155 Первое правило к составлению чистых вымыслов утверждается на соединении, когда разные виды в одно тело соединяются. Так у древних стихотворцев кентавры вымышлены - одна половина из человека, а другая из коня; сиренам дана верхняя часть девицы, нижняя - рыбы; химере - голова львиная, хвост - змеиный, а серёдка - козья. Для примеру присовокупляется описание гарпий из 3 книги Виргилиевой Енеиды:

[...] Противнее нигде чудовищ оных нет,
Ни злейшей язвы ад на свет не испускал.
Имеют женский зрак ужасные те птицы,
И ногти острые, и смрадно гноем чрево,
От гладу завсегда бледнеет их лице.

§ 156 Второе состоит в приложении, когда части, свойства или действия вещам придаются от иных, которые суть другого рода. Таким образом прилагается бессловесным животным слово, людям -  излишние части от других животных, как сатирам - рога и хвост, медузе - ужи и змеи на голову, Персею и Пегазу - крылье, бесплотным или и мысленным существам, как добродетелям и действиям, - плоть и прочая. [...] Из сих примеров видно, что когда бездушным вещам, действиям, добродетелям или порокам дается вид человеческий или другого какого-нибудь животного, то должно наблюдать подобие вымышленного изображения с самого вещию, которая под таким видом представляется, придавать ей действия, свойства и обстоятельства, сходные с действиями, свойствами и обстоятельствами самой оной вещи.

§ 157 Противное приложению отъятие также иногда служит к составлению вымыслов, когда действительные натуральные части отъемлются. Таковы у древних стихотворцев вымышлены были циклопы об одном глазе. Однако сей способ далече не таков плодовит, как прибавление.

§ 158 Увеличение вещей к составлению вымыслов весьма способно, которым стихотворцы особливо возвышают героические поэмы, представляя вещи чрезвычайно великими, к чему много силы придают ужасные действия и свойства. Так, у старинных стихотворцев великими представлены Атлас, гиганты и прочая. [...]

Увеличению противно умаление, однако в сложении вымыслов оное почти нигде у знатных авторов не употреблено, и мне ничего не известно, кроме пигмеев, которые и у историков упоминаются и больше почесть должно за враки, нежели за вымысл.

§ 159 Чрез умножение составлены быть могут вымыслы, когда части свыше натурального умножатся. В пример служить могут вымыслы древних стихотворцев о Аргусе стоглазом, о трёглавном Цербере, о сторучных центиманах, о Янусе, два лица имеющем. [...]

§ 160 Шестой способ к изобретению вымыслов есть превращение, когда что в другое превращается; примеров сего весьма довольно, а особливо у Овидия, ибо он о превращениях сочинил пятнадцать книг, из которых для образца следующие предлагается о превращении нимфы Дафны в лавровое дерево:

Едва она свою молитву окончала,
Корой покрылась грудь, оцепенели члены,
И руки отрасльми, и ветвями власы,
Глава вершиною и ноги корень стали.
Однако Феб любя к стеблу рукой коснулся,
Почул, как бьётся грудь под новою корою.

§ 161 Седьмой способ к составлению вымыслов есть преложение с места на место или из одного времени в другое. Первого примеры суть: похищенная Плутоном Прозерпина, между звездами вмещенная Ариаднина корона, Кастор и Поллукс и другие, также и следующие:

Но спешно толь куда восходит
Внезапно мой плененный взор?
Видение мой ум возводит
Превыше Фессалийских гор!
Я деву в солнце зрю стоящу,
Рукою отрока держащу
И все страны полночны с ним.

Пример второго суть следующие стихи из Сенеки, в которых Андромаха мечтает себе Гектора, как живого:

Расторгни смертны узы, Гектор,
Раздвинь земное недро, Карай Уликса,
Одна твоя к тому довольна тень. Оружием гремит
И на архейский флот бросает хищный пламень!

Иногда прошедшее время относится в настоящее и изображается под видом места, например:

Сквозь тучи бывшая печали,
Что лютый рок на нас навёл,
Как горы о Петре рыдали,
И Понт в брегах своих ревел,
Сквозь страшны россам перемены,
Сквози прах, войнами возмущеёный,
Я вижу тот пресветлый час.
Там вкруг младой Елисаветы Сияют счастливы планеты и прочая.

§ 162 Предложенные семь способов по большой части служат стихотворцам в высоких поэмах, как то из примеров усмотреть можно. Однако последнего довольно примеров есть и у великих ораторов».

Ломоносов М.В., О вымыслах / Избранная проза, М., «Советская Россия», 1986 г., с. 377-380.