Гипотеза о секрете гениальности / креативности по К.В. Сергееву

К сожалению, автор цитируемого текста строит свои рассуждения на какой-либо минимальной статистике, поэтому в тексте много размытых метафор и неточностей, что ведёт к методическим ошибкам:

«… истинный смысл и предназначение текста гения - передать читателю сведения о кратчайшей дороге к творческой мощи. Кратчайшей же дорогой является та, по который шёл автор текста (это – чрезвычайно спорное утверждение – см.:  Прим. И.Л. Викентьев), являющийся путеводителем, способен безмерно сократить дни пути. Путь этот обычно пролегает через туманный болотистый ландшафт неукоренённых, свободных от рефлексии образов, и путешественник, минуя эти имагинативные местности, рискует, подобно тому, кто пересекает малярийные болота, почувствовать в своей крови нестерпимый жар «священной болезни» креативности. Поясню: образы, уже использованные некогда человеком для достижения креативной силы, как бы заражены через него этой креативностью, подобно тому как комар, в чьё тело вошла кровь больного малярией, впитывает с кровью и болезнь. Образ становится носителем вируса креативности, и тот, кто вступает с ним в соприкосновение, заражается этим вирусом так же, как заражается малярией человек, укушенный комаром - переносчиком болезни.

Я должен объясниться перед читателем за столь странное и на первый взгляд неуместное сравнение креативности в её высшей степени - то есть гениальности - с болезнью. Болезнь - зло, креативность - высшее благо и счастье, ибо она даёт свободу, но есть между ними нечто общее: и болезнь, и креативность обретаются помимо осознанной воли человека. Вирусные заболевания передаются через бесконечные цепочки носителей инфекции, креативность же передаётся через соприкосновение с «заражёнными» образами. Но на этом я кладу предел «вирусной» метафоре - образ может овладеть человеком лишь в том случае, если внешняя по отношению к сознанию ситуация сделает это «заражение» необходимым. Как видите, одной  быстрой мыслью вирус превращается в вакцину, и то, что в мире человеческого организма, в мире тела должно было бы вести к смерти, в ментальном мире дает человеку жизнь. Эти слова - сердцевина найденного мной опыта. Креативность нисходит к человеку в бесконечно трудную минуту и даёт ему жизнь - таков секрет гениальности. Ею нельзя овладеть просто так, по своей прихоти, если на то нет истинно «эволюционных» причин - согласитесь, было бы безумием утверждать, что птицы обрели силу крыльев и утратили силу ног, следуя лишь произволу своего желания, а не направляемые к этому «бичом необходимости». Гений, так сказать, уже не совсем человек, но также и не случайная прихоть эволюции. Следовательно, мутация его интеллектуальных возможностей, его беспрецедентная креативность возникла вследствие некой ситуации, поставившей его перед выбором - или изменить свою «форму», или умереть, утратив следы какой бы то ни было формы. Выживший гений избрал путь эволюции. […]

Человек оказывается в критической ситуации, для разрешения которой ему не хватает «опыта» (а точнее сказать - потенциала, ибо человек может нуждаться не только в отсутствующем у него жизненном или интеллектуальном опыте, но и в элементарной недостающей ему физической выносливости). Поисковая активность оказывается бесполезной, и тогда на помощь приходит заранее созданная человеком образная операционная система, а проще говоря, мощный, «накачанный» механизм рефлексии. Рефлексия доказывает невозможность решения проблемы с помощью имеющегося опыта, и поисковая активность приводит к сознательному отказу от поиска в пределах существующего опыта и усиленному поиску возможностей обретения необходимого опыта. Вследствие этого человек оказывается в состоянии, которое можно условно сравнить с «быстрым сном». Находясь в этом состоянии, он видит «мыслительные галлюцинации», открывающие в нём резервные силы. Этих новооткрытых резервных сил оказывается достаточно, чтобы найти реальное решение проблемы. Необходимая для этого трансформация происходит в момент специфический формы совместной активации двух полушарий - «образного» и «логического», - между ними образуется подобие «экрана», на котором и возникают те образы, созерцание которых сопровождается обретением резервных сил. Логические структуры превращаются в образы, избавляясь тем самым от довлеющего над ними формализма и, превращенные в образы, они начинают самосогласовываться по совершенно иным, не комбинаторным законам, недоступным структурному левополушарному мышлению. Логическое движение обретает небывалую, зримую, ощущаемую, живописную форму. Человек становится свидетелем рождения нового вида мыслительных объектов, и стоит ему их развернуть вовне, как все зрители этого имагинативного театра восхитятся новизной увиденного.

Собственно говоря, описанные мной только что процессы естественным образом приводят, по моему мнению, к обретению гениальности. То изменение сознания, что происходит в экстремальных, «вынужденных» условиях, оказывается необратимым, и полученные в этот миг креативные возможности навсегда остаются с обретшим их человеком».

Сергеев К.В., Театр судьбы Данте Алигьери: введение в практическую анатомию гениальности, М., «Летний сад», 2004 г, 196-197 и 216-217.

 

Сшибка - столкновение противоположных нервных процессов по И.П. Павлову