Каприччио Никколо Паганини

Никколо Паганини начал сочинять и исполнять «каприччио» (термин происходит от итальянского слова «capriccio» - что означает «каприз», «прихоть»…)

«В этот период родились многие из его прославленных каприччи, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приёмов, впервые введенных Локателли. Однако если у Локателли то были скорее технические упражнения, у Паганини - оригинальные, блестящие миниатюры. Рука гения коснулась сухих формул, и они преобразились, возникли причудливые картины, засверкали характерные, гротесковые образы и везде - предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприччи остаются уникальным явлением музыкального искусства.

Уже Первый каприччо покоряет импровизационной свободой, красочным использованием   возможностей скрипки. Мелодия Четвёртого напоминала позднее Шуману тему похоронного марша из «Героической симфонии» Бетховена своей суровой красотой, величием трагической поступи. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса.

Тринадцатый каприччо воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. В Четырнадцатом - миниатюрном марше - скрипка демонстрирует огромные динамические нарастания: фанфарные звучности удваиваются,  утраиваются, учетверяются, превращая скрипку в целый оркестр. Многие каприччи построены на использовании приема диалога двух разнохарактерных голосов (N 7, 15, 17). Слушателям казалось, что играет не один, а два инструмента. Наиболее романтичны - Шестой каприччо, построенный на приеме тремоло в левой руке, где удивительной красоты мелодия как бы окутана звуковой дымкой, и особенно Двадцать первый - страстный любовный дуэт с интонациями вздохов, полный романтической патетики.

Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприччо - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации. В предельно концентрированной форме здесь использованы самые эффектные, броские средства звуковой выразительности. Не случайно именно это сочинение оказало наибольшее влияние на многие поколения композиторов.

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Молодой композитор здесь достиг новой содержательности, переплавив многие общие формы движения - пассажи, фигурации, штриховые и прочие приемы - в художественные музыкальные смыслы, наделил их яркими колористическими качествами.

Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка, которым может говорить скрипка, о завершении той подготовительной работы, которую проделывала все эти годы его художественная фантазия. Этот язык родился из стремления Паганини воплотить в музыкально-образной, почти афористической форме яркое самобытное видение мира и человека, которое начиналось ранними попытками имитировать звучание природы, интонации человеческого голоса, поисками характеристической жанровости, осязаемой  выразительной конкретности, нахождением и закреплением в системе выразительных средств особо воздействующих на восприятие интонационных комплексов, связанных с древними во многом доязыковыми структурами. В этот период юному скрипачу удалось создать не весь цикл каприччо. Многое было лишь намечено.

Ещё семь лет понадобилось для завершения и оттачивания грандиозного замысла. В частности, последний каприччо, видимо, был написан одним из последних. В оригинале он был сочинен для скрипки с аккомпанементом гитары и назывался «Бравурные вариации на оригинальную тему». «Посвящается артистам», - напишет Паганини подзаголовок ко всему циклу. И действительно, лишь подлинный артист рискует ныне исполнять эти труднейшие сочинения на эстраде, а весь цикл сыграли на должном художественном уровне за всю историю лишь несколько скрипачей.

Каприччи стали выражением нового стиля игры на скрипке. И не случайно Стендаль писал, что «следует слушать Паганини не в больших концертах, когда он пытается состязаться с северными скрипачами, но в тот вечер, когда он играет каприччо и находится в ударе. Спешу добавить, что эти каприччи более трудны, чем всякий концерт».

Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 20-22.