Движение общин сестёр милосердия по Н.И. Пирогову

«На Крымскую войну Николай Иванович Пирогов отправился не только как главный врач армии, но и как руководитель общины сестер милосердия. […]

Хождение просьбы Пирогова по высоким инстанциям двора в 1854 г. завершилось встречей с великой княгиней: «Она объяснила её гигантский план: основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы и предложила мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела». При этом великая княгиня считала, что женщины «должны только быть направляемы мужчинами». […]

Несть числа книгам с обвинениями великой княгини Елены Павловны в «коварных» замыслах создания из сестёр милосердия религиозного ордена. Иногда кажется, что для историков столь необычным было увидеть благородство у трона, что они обязательно искали какую-нибудь тайную выгоду.

А всё проще. Во-первых, орденская форма была самой распространённой в Европе организацией женщин, помогающих врачам. И сохранившейся до сего времени, вспомним хотя бы мать Терезу. Во-вторых, как иначе защитить женщин от посягательств военных, живущих вдалеке от семей? Религиозный орден был бы внешней защитой, отделявшей в глазах солдат и офицеров приехавших сестёр милосердия от обычных женщин.

Недостатком ордена было монашеское отречение от личной жизни, сектантская замкнутость. Реформатор отказывается от орденской формы потому, что метафорически сравнивает её с больницей, где нет доступа свежего воздуха, и развиваются госпитальные болезни. По наблюдениям Пирогова, сделанным во время поездок по Европе, для монашек ордена, характерен тот же бюрократический стиль управления, наушничество, интриганство. По его мнению, это болезни закрытых социальных объединений. Другой образец организации женщин - филантропические домашние дамские кружки в Германии («ферейны»), где «фрау» и «фрекен» разных лет щипали корпию для промокания ран, вязали кисеты воинам. В них вряд ли нашли бы выход буйная энергия российских женщин, мечтающих об эмансипации, их желание сравняться с мужчинами в славе, испытав те же опасности. Это тоже была замкнутая социальная структура.

Что же предлагает Пирогов великой княгине Елене Павловне? Создать не орден и не кружок, а всероссийскую общину сестёр милосердия, которая впервые в мире отправится прямо на фронт. Община объединит для общего христианского дела женщин всех сословий: мещанок, крестьянок, дворянок. В таком начинании была сбережена идея соборности, присущая России, и жажда духовного подвига, которая после 1825 г. на глазах изумленной Европы повела жен декабристов за мужьями в Сибирь. Выбор формы организации, отвечающей русскому менталитету с его стремлением к единению, бескорыстному порыву, культу подвижничества, обусловил необычайный успех реформатора: движение просуществовало в разных формах до 1917 г. и снова частично возродилось во время Великой Отечественной войны.

Женское движение должно стать независимым от администрации. Откуда же взять средства на образование и материальную поддержку женского движения? Их предоставит частная помощь, а женщины становятся координаторами частной инициативы и государственных нужд во имя милосердия и гуманизма. Хотя в письмах Пирогов говорит о том, что мало был знаком до предложения великой княгини с организацией частной помощи и женской помощи в медицинских учреждениях, это можно отнести к проявлению его скромности.

Учёный предварительно убедился в эффективности частной помощи на примере постройки Анатомического института: год от утверждения проекта до приема первых слушателей! Так же мощно сказалась частная поддержка инвалидам прошлых войн. Удалось наладить производство протезов, окружить раненых заботой, улучшить их быт. Пирогов придирчиво изучил и перепроверил цифры смертности в палатах больниц Петербурга, где работала с начала 1850-х годов община милосердных вдов под патронажем Великой княгини, и стал её бесплатным консультантом. Собранные статистические данные свидетельствовали о том, что непрофессиональный, но милосердный уход позволил снизить процент умерших после операций больных.

Следовательно, заключает Пирогов, силой, противодействующей военной бюрократии и отражающей интересы раненых, должно стать независимое женское движение, которое будет опираться на частную помощь.

Выступая против создания монашеского ордена, Пирогов особо ценил тех руководителей и сестёр общины, которые хранили в своей душе идеал христианской веры. Это качество отличало великую княгиню Елену Павловну, княгиню Екатерину Хитрово, погибшую от тифа в Симферополе, княгиню Елизавету Карцеву, княгиню Екатерину Бакунину, баронессу Эдит фон Раден.

Это были деятельные, энергичные тридцати-сорокалетние женщины. Они пережили любовь, узнали, что такое власть, познали суетность богатства и решали теперь для себя главные вопросы жизни. Христианское мировоззрение освящало дело общины. Пирогов при отборе сестёр милосердия следовал принципу: не религиозный орден, но женщины с верой в душе. Реформатор так формулирует требования к отбору сестёр милосердия: «... главное условие только то, чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с ней». Сестра милосердия «должна быть женщиной с практическим рассудком, с хорошим техническим образованием, а притом она непременно должна сохранить чувствительное сердце». (Под «техническим образованием»  подразумевалось обучение женщин поручаемым им работам).

У общины должен быть высокий покровитель, потому что сёстрам, отправляющимся в район боевых действий, должно доверять командование. Иначе неизбежны подозрения и доносы. Не случайно главный доктор московского госпиталя, едва узнав о формировании общины, стал величать её «тайным обществом» и собирался было передать в руки полиции.

 


Продолжение »