Управление мыслями, желаниями и страстями по Феофану Затворнику

«Обычное наше состояние таково: мысли блуждают туда и сюда, чувства и желания хоть и  колышутся, но без определённого направления. Так бывает сплошь и рядом.  Иногда целые дни проходят так. Мысли эти бывают большею частью суетные,  прикрепляющиеся к текущим житейским делам и подручным занятиям.

Между ними  часто проторгается пустомыслие или мечтание не знать о чём. И пустые, и  суетные мысли толпятся большею частию на поверхности души. Как укрощать и  упорядочивать эту смятенность мыслей, мешающую памятовать о Боге и вещах  Божеских, не раз уже Вам толковано.

Но вот смотрите, один предмет особенным некиим образом стал между другими и  требует внимания. Заметьте этот моментик: стал и требует внимания. И никогда  не пропускайте его без внимания. Сейчас делайте допрос: кто он, откуда и  чего хочет? Ответы на это Вы сами тотчас же найдёте, взглянув только на то,  что представилось. Положим, это лицо человека, Вас когда-то оскорбившего.  Очевидно, что кто-то желает, заняв Ваше внимание этим лицом и делом его,  довесть вас до негодования, рассерчания и даже желания отомстить. Так это и  будет, если не примете должных мер. Какие меры принять, чтоб прогнать это  представление? К чему оно хочет довесть Вас, есть худое состояние.  Следовательно, он - Ваш враг. Относитесь же к нему и Вы вражески, то есть  проводите его не с честью, тем приёмом, о котором было говорено прошлый  раз, - именно гневным отвержением.

Если Вы это сделаете, то тем совершенно расстроите уловку или сеть врага. Но если Вы остановите внимание на представившемся лице, то оно, сначала голое и единичное, окружится множеством других мыслей и образов, которые нарисуют в Вашем воображении очень яркую картину, как это лицо оскорбило Вас, со всеми соприкосновенностями того случая. Вместе с этим восстанет в сердце и прежнее чувство оскорбления, негодования и рассерчания. Страстный предмет или помысл о нём породил страстное чувство. Страстное вошло глубже. Если опомнитесь и сознаете, что делаете худо, позволяя себе разгораться страстию, то, конечно,  и в этом увидите врага и отнесётесь к тому вражески, изгнав дурное чувство  из сердца и прогнав из мыслей самый предмет, породивший его. Смятение  пройдёт, и мир душевный восстановится.

Но если Вы этого не сделаете, то к восставшему уже страстному чувству  подойдут и другие и растравят его. Начнут Вам толковать: да как он смел? И  что он за великая персона? Я сама не хуже его. Нет, этого нельзя так  оставить. И не знаю, как я тогда пропустила. Если этак всем спускать, то и  жить нельзя. Надо непременно ему доказать, что так поступать он не может  безнаказанно. И сё желание отомстить - большим или маленьким мщением, всё  одно, - у Вас готово. Страстное вошло ещё глубже. Это уже третья стадия.  Если опомнитесь и здесь, можете отогнать и желание. Ибо желание ещё не  означает решимости. Оно в одну минуту пришло, а в другую может отойти.  Поступите так, добре сделаете; не поступите - остращение Ваше пойдет дальше.

Заметьте: мысль породила чувство, мысль с чувством породили желание. Душа  полна страстию. Но всё это ещё мысленные нечистоты и грешности. До дела ещё  далеко. Между желанием и делом всегда стоит решимость на дело с  обдумыванием, как его произвесть. Как образуется решимость, не всегда видно.  Она в слабом виде есть уже в желании, потом растёт вместе с обдумыванием  дела, то есть подбором средств и установлением способов и обстоятельств.  Когда всё обдумано, завершается и решимость. Тогда дело внутри уже  совершено. Пред лицом Бога и совести грех уже сделан: заповеди презрены,  совесть попрана. От пожелания до решимости с обдумыванием дела иногда  проходит немало времени. Находит страх Божий, припоминаются и заповеди, и  совесть не молчит. Но все их спасительные внушения отвергаются с  презорством. Потому в решимости есть уже преступление и грех. Мысль, чувство  и желание, хоть всю душу уже заняли, но как будто все ещё происходят на  поверхности души. Склона к греху ещё нет, а есть только позыв на него. Склон  начинается с того момента, как душа начнёт обдумывать, можно ли и как  сделать удовлетворение страсти. Тут душа вступает уже на путь греха. […]

Мысль, чувство и пожелание страстные иногда в одно мгновение пробегают по  душе, не давая опомниться. В этом случае они не делают нас виновными, коль  скоро, опомнившись при возникновении хоть уже пожелания, прогоним их  неприязненным рассерчанием на них. Виновность наша и в помысле, и в чувстве,  и в пожелании зависит от нашего промедления на них, после того как заметим  их и не прогоним, а остановимся на них. Прогони мысль - чувства или  сочувствия не будет. Прогони чувство с помыслом - желания не будет. Прогони  желание - не будет опасности начать и склон на страстное. Если, заметив  страстный помысл, Вы остановитесь на нём произвольно вниманием, Вы виноваты,  зачем занялись тем, о ком знаете, что он враг Божий и Вам. Но если внимание  невольно прикуется к помыслу, Вы не виноваты, если тотчас же начнете  внимание от него отклонять и его прогонять. Если вследствие произвольного  Вашего внимания к страстному помыслу породится в Вас страстное чувство, то  виновность Ваша увеличивается немного. Но если, заметив порождение чувства  страстного, Вы будете продолжать заниматься страстным помыслом и,  следовательно, произвольно раздувать чувство, то вина Ваша увеличится в два  раза против прежнего.

Если, заметив страстное чувство, Вы встрепенетесь и  отгоните его вместе с помыслом, то Вы виноваты только в том будете, что  занялись произвольно страстным помыслом, в чувстве же не виновны, ибо они  невольно рождаются под действием помыслов. Если под действием страстного  помысла и чувства, произвольно допущенных, родится в Вас пожелание  страстного дела (например, отмстить), то этим тоже виновность Ваша немного  увеличивается, ибо от мысли и чувства невольно порождается пожелание. Вина  на Вас остается прежняя, зачем занялись страстным предметом и, когда от того  родилось чувство страстное, зачем позволили длиться в Вас чувству и  породившему его помыслу, то есть вина двойная. Но если Вы, заметив страстное  пожелание, позволите ему медлить в себе, а не вооружитесь тотчас против  него, то Ваша виновность возрастёт и ещё на одну степень - будет тройная».

Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?, М., «Правило веры», 1997 г., с. 292-300.