Поиски дела жизни – случай Н.Н. Берберовой

«Мне было десять лет, когда мне в голову пришла странная мысль о  необходимости скорейшим образом выбрать себе профессию.

Возвращаясь мысленно  к этому времени и роясь в ранних событиях моего детства, я могу теперь  объяснить (хотя, может быть, только частично) это желание найти себе в жизни  дело: года за четыре до этого я совершенно случайно, но с неопровержимой  силой узнала, что у мальчиков есть что-то, чего нет у девочек. Это произвело  на меня ошеломляющее впечатление, однако ничуть меня не обидело и не привело  ни к зависти, ни к чувству обездоленности. Я, впрочем, очень скоро забыла об  этом обстоятельстве, и оно - во всяком случае, на поверхности - не сыграло  роли в моем дальнейшем развитии, но, видимо, застряло в подсознании (или  там, где ему полагается быть).

В недетской силе едва сформулировавшегося  желания иметь профессию « на всю жизнь», иметь что-то, что могло бы срастись  со мной, как рука или нога, и быть частью меня, я теперь вижу некую  компенсацию чего-то, чего я, как девочка, была лишена. Я искала не только  самую профессию, но и акт выбора её, акт сознательного решения, и этот акт  вырос из неизвестного мне тогда тайника. Теперь я хорошо знаю, что не все  решительные и бесповоротные действия мои на протяжении шестидесяти лет были  результатом сознательного решения: отъезд из России в 1922 году не был таким  результатом, а неотъезд из оккупированной Франции в 1940 году им был. За всю  мою жизнь ответственный выбор, имевший значение для моей судьбы и  индивидуальности (значение глобальное или тоталитарное), был сделан мной не  более четырёх-пяти раз, но, признаюсь, каждый раз этот сознательный выбор  давал мне сознание силы жизни и свободы, острое ощущение электрического  заряда, которое можно назвать счастьем, вне зависимости от того, нес ли этот  выбор за собой житейское благополучие или явный ущерб его. И ощущение  «электрического счастья»  не уменьшалось от того, что выбор мой был частично  обусловлен законами времени, то есть законами биологическими и социальными.  Я не мыслю себя вне их.

Осуществление первого сильного желания выбрать, решить, найти, сознательно  двинуть себя в избранном направлении дало мне на всю жизнь, как я понимаю,  чувство победы не данной свыше, но лично приобретенной - не над окружающими,  но над собой. И вот я написала на листе бумаги длинный список всевозможных  занятий, совершенно не принимая во внимание того обстоятельства, что я не  мальчик, а девочка, и что, значит, такие профессии, как пожарный и  почтальон, собственно, должны были быть исключены. Между пожарным и  почтальоном, среди сорока возможностей, была и профессия писателя (я не  придерживалась строго алфавитного порядка). Всё во мне кипело, мне казалось,  что необходимо теперь же решить, в самом срочном порядке, кем я в жизни  буду, чтобы соответственно с этим начать жить. Я смотрела в свой список,  словно стояла перед прилавком с разложенным товаром: мир открыт, я вошла в  него, ворохом рассыпаны передо мной его ценности. Даром бери! Всё твоё!  Хватай, что можешь! Алфавитный порядок не совсем тверд в уме: мне не совсем  ясен тот закоулок, где ять, твердый знак и мягкий знак играют с буквой ы в  прятки. Но мир настежь открыт передо мной, и я начинаю лазать по его полкам  и ящикам.

И вот, после долгих размышлений, в полном одиночестве и секрете, решение  пришло ко мне. И тогда из меня хлынули стихи: я захлёбывалась в них, я не  могла остановиться, я писала их по два, по три в день, читала их самой себе,  Даше, фрейлейн, родителям, знакомым, кому придётся. Это суровое чувство  профессии всю жизнь уже не оставляло меня, но в те годы оно, мне кажется,  было не совсем обычным: ведь в десять лет я играла в игры, норовила  увильнуть от приготовления уроков, стояла в углу, колупая штукатурку, -  словом, была такой же, как и все дети, но рядом с этим жила постоянная  мысль: я - поэт, я буду поэтом, я хочу водить дружбу с такими же, как я  сама; я хочу читать поэтов; я хочу говорить о стихах. И теперь, смотря  назад, я вижу, что мои две сильные и долгие дружбы были с такими же, как я,  пишущими стихи, выбравшими для себя в жизни призвание, прежде чем войти в  жизнь. Один расстрелян в годы сталинского террора, другая в сталинском  терроре потеряла двух мужей.

Я хорошо помню то лето и поиски профессии. Я решила испробовать всё, что  возможно, и не терять времени, которым я всегда очень дорожила. Сначала  вопрос встал: не быть ли акробаткой? Несколько дней я упражнялась в  гимнастике, но мне это очень быстро надоело. Затем я обратилась к  естественным наукам и, набрав в банку воды из пруда, целыми часами наблюдала  за инфузориями. Но и это показалось скучно. Узнав, что есть люди, которые  записывают народные песни, я взяла тетрадку и карандаш и отправилась вечером  на дойку. Там девки пели: «Как сегодня горох, да и завтра горох, приходи,  моя милая, подоивши коров». Записать было не трудно: песня была пропета раз  двести, пока не передоили всех коров а их было немало, потому что дед в эти  годы жил главным образом продажей сливочного масла и голландского сыра,  который выделывался тyт же, в избе, называемой заводом. Но и фольклор не  удовлетворил меня, и на меня нашло что-то вроде чёрной тучи. Я боялась, что  меня подымут на смех, а вместе с тем было ясно: я должна была, не откладывая  в долгий ящик, найти себе профессию. Я слонялась целыми днями по дому, по  саду, по двору, упала в крапиву, была укушена гусём, рыдала на чердаке под  кринолинами, но профессия мне не являлась. В этом безутешном состоянии мне  попалась « Молитва»  Лермонтова. Я переписала её, подписала её. Она утешила  меня, мне показалось, что я её сама сочинила».

Берберова Н.Н., Курсив мой. Автобиография в 2-х томах, Том 1, New York, « Russica Publishers» , с. 20-22.