М.Г. Ярошевский: творческий поиск нельзя формализовать…

«Открытие выступает в качестве случайного по отношению к индивидуальной исследовательской программе, которой оно не могло быть предвосхищено. Но оно оказывается вполне закономерным, если его рассматривать в контексте логики развития науки. Явление «серендипити», как и явление «инсайта», говорит о том, что процесс исследования не может быть адекватно реконструирован, если работу ума учёного представлять по образу и подобию работы по решению логических задач. Ограниченность логической реконструкции и даёт повод для предположения, будто в условиях, когда направленная, логически контролируемая деятельность не ведёт к искомому результату, остается положиться на волю случая»

Ярошевский М.Г., Чеснокова С.А., Уолтер Кеннон, М., «Наука», 1976 г., с. 319-320.   

 

«Некогда философы работали над тем, чтобы в противовес средневековой схоластике, применявшей аппарат логики для обоснования религиозных догматов, превратить этот аппарат в систему предписаний, как открывать законы природы. Когда стало очевидно, что подобный план невыполним, что возникновение новаторских идей и, стало быть, прогресс науки обеспечивают какие-то другие способности мышления, укрепилась версия, согласно которой эти способности не имеют отношения к логике. Задачу последней стали усматривать не в том, чтобы обеспечить производство нового знания, а в том, чтобы определить критерии научности для уже приобретенного. Логика открытия была отвергнута. На смену ей пришла логика обоснования, занятия которой стали главными для направления, известного как «логический позитивизм». Линию этого направления продолжил видный современный философ К. Поппер.

Одна из его главных книг называется «Логика научного открытия». Название может ввести в заблуждение, если читатель ожидает увидеть в этой книге правила для ума, ищущего новое знание. Сам автор указывает, что не существует такой вещи, как логический метод получения новых идей или как логическая реконструкция этого процесса, что каждое открытие содержит «иррациональный элемент» или «творческую интуицию». Изобретение теории подобно рождению музыкальной темы. В обоих случаях логический анализ ничего объяснить не может. Применительно к теории его можно использовать лишь с целью её проверки - подтверждения или опровержения. Но диагноз ставится в отношении готовой, уже выстроенной теоретической конструкции, о происхождении которой логика судить не берется. Это дело другой дисциплины - эмпирической психологии».

Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., Издательский центр «Академия», 2003 г., с. 53-54.