Секрет скульптора – в мышлении объёмами по Огюсту Родену

«Вы, скульпторы, развивайте в себе ощущение глубины. Обычно этот навык осваивают с трудом, отчётливо представляя себе лишь поверхность. Довольно трудно вообразить форму как бы изнутри. А между тем это и есть наша задача.

Прежде всего как следует уясните себе крупные планы фигур, над которыми вы работаете. Тщательно акцентируйте направление, которое вы намереваетесь придать каждой части тела: голове, плечам, тазу, ногам. Искусство требует определённости. Благодаря течению подчёркнутых линий вы погружаетесь в пространство и овладеваете глубиной. Стоит определить планы, как все уже схвачено. Статуя уже живёт. Детали рождаются и устанавливаются сами собой.

Во время лепки нельзя мыслить плоскостно - только рельефно.

Разумом воспринимайте каждую поверхность как диктуемое изнутри конечное выражение объёма. Представляйте все формы как бы устремленными к вам. Всякая жизнь исходит из некоего внутреннего центра, затем она прорастает, распространяясь изнутри наружу. Подобно этому, в прекрасной скульптуре всегда угадывается мощный внутренний импульс. Это и есть секрет античного искусства.

Вы, художники, так же как и скульпторы, всматривайтесь в глубь действительности. Посмотрите, к примеру, на портреты кисти Рафаэля. Когда этот мастер представляет портретируемого в фас, грудь его изображается несколько скошено, что даёт иллюзию третьего измерения.

Все великие художники исследуют пространство. Их сила коренится в осознании плотности предметов.

Помните вот о чем: линий не существует, существуют лишь объёмы. Когда вы рисуете, никогда не сосредоточивайте внимание на контурах - только на рельефе. Именно рельеф определяет контур.

Упражняйтесь неустанно. Необходимо приобрести навыки ремесла.

Искусство - это не что иное, как чувство. Но без науки объёмов, пропорций, цвета, без технических навыков самое живое чувство будет парализовано. Кем сделается на чужбине величайший поэт, не зная языка? В новом художественном поколении, к несчастью, существуют поэты, отказывающиеся учиться говорить. Поэтому они издают лишь бормотание.

Терпение! Не рассчитывайте на вдохновение. Его не существует. Единственно необходимые художнику качества - это мудрость, внимание, искренность, воля. Выполните свою работу как честные труженики.

Юноши, будьте правдивыми. Это не означает быть одномерно точными. Есть низший вид точности - точность фотографии или слепка. Искусство начинается там, где есть внутренняя точность. Пусть форма и цвет у вас всегда передают чувство».

Огюст Роден, Завещание / Беседы об искусстве, СПб, «Азбука-классика», 2006 г., с. 8-9.