Старая истина: повторение - мать учения - является законом как для самых слабых, так и для самых сильных талантов

- в этом смысле и те и другие стоят на равных позициях (хотя результаты работы, конечно, бывают различны).

Известно, что Листу случалось по сто раз повторять какое-нибудь особенно трудное место. Когда Станислав Рихтер играл мне впервые девятую сонату Прокофьева (ему же посвящённую), я не мог не заметить, что одно очень трудное, полифоническое, очень оживлённое место (в третьей части, всего каких-нибудь 10 тактов) «здорово выходит» у него. Он сказал мне: «А я это место учил беспрерывно два часа». Вот правильный метод, так как он дает великолепный результат. Пианист работает над достижением наилучшего результата, не откладывая его в долгий ящик. В разговоре с одной ученицей, которая вяло работала и тратила много лишнего времени, я прибегнул к следующей бытовой метафоре: представьте себе, что Вы хотите вскипятить кастрюлю воды. Следует поставить кастрюлю на огонь и нё снимать до тех пор, пока вода не закипит. Вы же доводите температуру до 40° или 50°, потом тушите огонь, занимаетесь чем-то другим, опять вспоминаете о кастрюле, - вода тем временем уже остыла, - Вы начинаете всё сначала, и так по нескольку раз, пока, наконец, Вам это не надоест и Вы не потратите сразу нужное время для того, чтобы вода вскипела. Таким образом, Вы теряете массу времени и значительно снижаете Ваш «рабочий тонус».

 

Нейгауз Г.Г., Об искусстве фортепьянной игры, М., «Государственное музыкальное издательство», 1961 г., с.15-16.