Аристотель: следует изучать общие причины, а не практику…

«В  отношении деятельности опыт,  по-видимому, ничем  не  отличается  от искусства; мало того, мы  видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает  отвлеченным  знанием,  но  не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к  единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве  лишь привходящим образом, а Каллия  или Сократа или  кого-то  другого из  тех,  кто  носит какое-то имя,  -  для  кого  быть человеком  есть нечто  привходящее.

Поэтому если  кто  обладает  отвлечённым знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то  он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.

Но всё же мы полагаем, что знание и понимание  относятся больше к искусству, чем к опыту,  и  считаем  владеющих каким-то  искусством более  мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что  первые знают причину, а вторые нет.

В  самом  деле,  имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»;  владеющие же  искусством знают «почему», т. е. знают  причину.  Поэтому мы  и  наставников в  каждом деле почитаем  больше, полагая,  что они  больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так  как они знают  причины  того,   что  создаётся.

А  ремесленники   подобны  некоторым неодушевленным  предметам: хотя они и  делают то или другое,  но делают это, сами  того  не  зная  (как, например,  огонь,  который жжет); неодушевленные предметы  в  каждом  таком  случае  действуют  в  силу   своей   природы,  а ремесленники  -  по  привычке.  Таким  образом, наставники  более  мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлечённым знанием и знают причины.

Вообще признак  знатока - способность научить, а потому  мы считаем, что  искусство в большей мере  знание, нежели  опыт, ибо  владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны».

Аристотель, Метафизика  / Сочинения в 4-х томах, Том 1, М., «Мысль» 1975-1984 гг.,  с. 66.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube