Дифференциация научного знания по Беллу Даниелу

Одна из особенностей развития научного знания «… является не просто рост, а «разветвление», то есть образование новых многочисленных сфер и специальностей в рамках каждой области науки.

В противоположность господствовавшему в прошлом веке представлению о науке как ограниченной или исчерпаемой совокупности знаний, пределы которого, в конечном счёте, будут достигнуты, мы придерживаемся сегодня мнения об открытости знания, проявлением чего является его огромная дифференциация. Каждое новое достижение приоткрывает, иногда быстро, иногда медленно, новые области, которые, в свою очередь, порождают собственные ответвления.

В качестве иллюстрации можно взять приводимый Дж. Холтоном пример с «ударными волнами», исследование которых было начато в 1848 году англичанами - математиком и физиком Дж. Г. Стоксом и астрономом Дж. Чаллисом, получившими теоретические уравнения движения газов, что привело не только к важному вкладу в уже существовавшие направления математики и физики (во многом благодаря работам Э. Маха, а позже - Дж. фон Неймана и Г. Бете), но и к появлению четырёх явно выраженных областей исследования: shock tube, аэродинамики, детонации и магнитогидродинамики. Последняя, разработанная в 1942 году Алфвеном, играет основополагающую роль как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях термоядерного синтеза.

Иногда возникает ситуация, когда кажется, что та или иная область полностью исследована, но позже новые открытия порождают серию внезапных прорывов. Так, в 1895 году казалось, Что В. Рентген до конца исследовал все основные аспекты открытого им излучения, но обнаружение в 1912 году М. фон Лауэ, В. Фридрихом и Книппингом дифракции рентгеновских лучей в кристаллах коренным образом трансформировало две различные области: рентгенографию и кристаллографию. Подобным же образом открытие в 1934 году супругами Жолио-Кюри искусственной радиоактивности породило качественный сдвиг, давший на одном ответвлении импульс работам О. Гана и Штрассмана, которые Л. Майтнер удачно интерпретировала как расщепление атома урана, а на другом - исследованиям Э. Ферми по увеличению радиоактивности металлов, бомбардируемых медленными нейтронами, - работам, которые непосредственно привели к открытию контролируемого деления атомного ядра и созданию  атомной бомбы.

Явление дифференциации в большой степени обусловлено не только «имманентной» логикой интеллектуального развития, но и социальной организацией науки. В XIX столетии наука была малочисленной, но престижной профессией отдельных лиц. Однако в XX веке тот способ, каким учёные стали организовывать свои исследования, формируя «быстрорастущее содружество  знания», как его именует Дж. Холтон, побуждал их во всё большей мере сосредоточиваться на работе в рамках собственных исследовательских групп. Дж. Холтон иллюстрирует это явление путём изображения «дерева» и его «ветвей», и одним из его примеров служит работа нобелевского лауреата И.А. Раби. В 1926 году он, работая в Колумбийском университете, осуществил «прорыв» в чистой физике, исследовав молекулярное излучение в магнитном поле, что дало толчок к развитию нескольких различных направлений в оптике, физике твердого тела, ядерных исследованиях и полудюжине других областей. И.А. Раби не только разработал оригинальные методы исследования молекулярных излучений - создал ствол дерева, - но побудил также группу талантливых помощников и учеников провести исследование новых вопросов, углубиться в смежные проблемы и способствовать прорыву в несколько новых направлений, многие из которых впоследствии дали начало собственным ответвлениям.

Некоторые показатели чрезвычайно большой пролиферации областей науки можно найти в «Национальном регистре научно-технического персонала», официальном издании, где указаны специализации всех лиц, занятых в науке».

Даниел Белл, Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования, М., «Academia», 1999 г., с. 251-252.