Обычай проводить совещания в Древнем Риме

«Одной из духовных констант в жизни римского народа было убеждение в недопустимости решать любое важное дело одному, без совещания с близкими, доверенными и опытными людьми.

Обыкновение это полностью сохраняло свою силу и в I в. н. э. Ни один человек, от императора до крестьянина, не принимал сколько-нибудь серьёзного решения единолично. Советоваться нужно было обо всём: продолжать ли лечиться или, если болезнь неизлечима, покончить с собой; выдать ли замуж дочь или пока воздержаться; приветствовать ли очередного претендента на престол или лучше сохранить верность правящему императору.

Архитектор Витрувий в начале I в. писал, что, проектируя большие дома, необходимо предусматривать специальные комнаты для совещаний с друзьями.

Сложившись в недрах общины и выражая её веру в то, что не человек, а только коллектив есть носитель мудрости и опыта, это представление, как и многие другие того же происхождения, сохраняло свою роль нормы на протяжении всей римской истории. Если вспомнить о знакомом уже нам стремлении первых императоров связать свою власть с древними представлениями и нормами гражданской общины, становится понятным, почему они с самого начала соблюдали этот старинный обычай. На первых порах круг лиц, с которыми принцепс советовался, не был установлен официально и состоял из людей, чьему мнению император особенно доверял, - эта группа не имела даже определённого наименования, и принятое обозначение её как consilium principis (Совет принцепса) представляет собой учёный термин нового времени. Отсюда - полная неофициальность, оперативность и деловая эффективность, отличавшая на протяжении всего I в. этот странный орган государственного управления, и отсюда же - его нейтральность по отношению к традиционной сословной системе.

При Августе и Тиберии, когда республиканские связи и самих императоров, и режима в целом были ещё особенно сильны и очевидны, в нем преобладали выходцы из старых аристократических родов – Кальпурнии Пизоны, Кокцеи Нервы, Эмилии Лепиды, Сальвидиены, Виниции. Уже и в эту пору, однако, государственный опыт и зрелость суждения не  рассматривались больше как монополия знати. В Совет входят всадник Меценат, «новые люди» низкого происхождения - Випсан Агриппа и Азиний Галл, просто опытные военные.           

При всём своеобразии Совет принценса не был изъят из реальной римской действительности, и процессы, характеризующие её развитие, ясно сказывались и на нём. По мере сложения бюрократической системы управления обнаруживается стремление придать болеё упорядоченный, формальный характер и Совету. Помимо лиц, приглашаемых каждый раз для обсуждения данного вопроса, в нем появляются своего рода постоянные члены, входящие в Совет по должности или положению: со времени Клавдия - префект претория и префект анноны, со времени Гальбы, кажется, также консул следующего года, со времени Флавиев - дважды и трижды консулы и префект столицы, с конца века - сенатор, ответственный за римские водопроводы. Оттеснение от власти римской знати и провинциализация управления империей сказались и на составе Совета. Если при Августе и Тиберии он был в общем весьма аристократичен, то при Клавдии в нем все болеё заметную роль начинают играть всадники, например префект Египта с 7 по 4 г. до н. э. и префект анноны, по крайней мере, с 14 до 48 г. Гай Турраний или префект претория Лузин Гета. Примечательно, что при обсуждении положения, создавшегося в 48 г. в результате оскорбительных и опасных для принцепса действий его жены Мессалины, сначала спрашивают мнение Туррания и Геты, а не принимавших участие в этом же заседании консулярия (т. е. сенатора, который уже занимал должность консула) Ларга Цецины или трижды консула и цензора Лупия Вителлия. Обсуждение этого дела в Совете принцепса показательно ещё и тем, что фактически руководил его разбором императорский отпущенник Нарцисс, - он, таким образом, безусловно привлекался к работе Совета, если и не был его членом».

Кнабе Г.С., Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги., М., «Наука», 1981 г., с. 49-50.


Методика современного мозгового штурма по Алексу Осборну