Эпигоны Леонардо да Винчи изгоняют дух противоречия из произведений…

«Как ни тягостно для глаза после творений Леонардо переходить к работам его учеников, а тем более - подражателей, копиистов, эпигонов (иногда их называют «леонардески» - Прим. И.Л. Викентиьева) , изучение их может немало помочь глубже проникнуть в зашифрованные, как его записи, замыслы живописных произведений Леонардо, в мир идей, которые особенно остро волновали великого гуманиста и побуждали его браться за кисть даже тогда, когда он, казалось бы, уже целиком был поглощён наукой.

На некоторых картинах подражателей, хронологически наиболее близких леонардовским шедеврам, можно встретить не только модифицированное повторение композиций да Винчи, но порою даже обострение некоторых черт, что резче обнажало подтекст произведения. Очевидно, из современников Леонардо не одному Пьетро да Нуволариа был понятен (а кое-кому и близок) ход мыслей непокорного Винчианца.

Но чем далее от Высокого Возрождения, тем чаще на картинах-подражаниях и на картинах «на темы», оставленные да Винчи, обнаруживается противоположная тенденция: Мария не удерживает, но, напротив, сама подносит младенца-Христа Иоанну Крестителю, либо с умилением смотрит, как оба младенца целуются, либо, наконец, нет и мадонны, только младенцы обнимаются с неправдоподобной горячностью.

И чем полнее из этих картин изгоняется дух сомнения, противоречия, борьбы непримиримых начал, чем более уходит из них человеческое тепло, чем полнее торжествует беспрекословно повелевающий перст церкви, тем яснее (по контрасту) становится мятежный гуманизм идейных замыслов Леонардо, одушевлявший неповторимые творения его искусства». 

Стам С.М., Корифеи Возрождения. Искусство и идеи гуманистического свободомыслия, Саратов, «Издательство Саратовского университета», 1991 г., с. 363-364.

 


Эффект «сглаживания противоречий» по Леону Фестингеру