Теория систем и труды Г.И. Гурджиева

Удивительное сходство можно обнаружить также между Гурджиевскими идеями и теорией систем, появившейся несколько десятилетий спустя формулировки его учения. В этой связи нужно отметить, что в Гурджиевской терминологии слово система появляется, когда он говорит об Общесистемном гармоничном движении, общесистемной гармонии или общем систематическом движении.

Современная теория систем появилась, как отказ от классического реализма, не соответствующего данным современной науки, и как попытка упорядочить сложные взаимоотношения, проявляющиеся во всех областях реальности и особенно в физике. Системный подход происходит из таких разнообразных областей науки, как биология, экономика, химия, экология и физика. [...] Косвенным образом мы проследим параллели между Гурджиевской философией природы и теорией систем. Перед тем, как перейти к отличиям (которые не менее интересны), позвольте обобщить эти параллели:

1. Мы можем представлять Вселенную великим целым, гигантской космической матрицей, в которой всё находится в вечном движении и энергетическом формировании. Это всё регулируется универсальной взаимозависимостью. По Гурджиеву, эта взаимозависимость обусловлена действием прерывности - характеристикой закона семи и закона октавы. Закон октав объединяет все процессы Вселенной. Это единство не статично; оно заключает в себе дифференциацию, многообразие, появление иерархических уровней, относительно независимых систем, объектов, рассматриваемых как локальные конфигурации энергии. По Гурджиеву, появление этих свойств обусловлено существованием различных материй-энергий и действием закона трёх.

2. Различные системы представляют собой множества элементов, взаимодействия между которыми нельзя свести к нулю: отсутствие взаимодействия означает смерть, исчезновение системы, её распад на составные части. Само существование системы означает, что она - не просто сумма ее частей. Итак, по Гурджиеву, системой можно назвать всё, учитывая, что каждая отдельная частица Вселенной оживлена движением, и что часть всегда соотносится с целым. В этом случае очень четко видно, что множество частей - больше, чем их простая сумма.

3. Открытость системы, её взаимодействие с другими системами предотвращает её дегенерацию, смерть из-за неизбежной деградации энергии и увеличение беспорядка. Таким образом, для обеспечения многообразия мира, вечного и универсального энергетического обмена должна быть создана система систем, система гигантской и непрерывной нераздельности, как вертикальная гарантия жизни остальных систем. [...]В Гурджиевской космологии открытость создаётся комплексным действием закона семи, но этот предмет слишком объёмен для данной статьи, отметим лишь две характеристики, обуславливающие открытость:

(1) Любая нота любой октавы может быть любой нотой любой иной октавы, проходящей сквозь неё и

(2) Каждую ноту любой октавы можно рассматривать как октаву на другом плане. Каждая нота этих внутренних октав опять-таки содержит в себе целую октаву.

Это второе свойство придаёт цепи систем вид дерева.

4. В отличие от редукционизма, объясняющего многообразие как субстанцию, общую для различных систем, теория систем, как и Гурджиевское учение, рассматривает общую организацию. Эта общая организация имеет энергетическую природу; энергия предстает, как объединяющая концепция субстанции - кристаллизованной формы энергии - и информации - кодированной формы энергии. По Гурджиевской космологии, общая организация обусловлена совместным действием закона трех и закона семи. Эти законы обеспечивают неизменность энергетической структуры и стабильность естественных систем.

5. Естественные системы образуются из самих себя; они создают себя во времени. Естественные системы избегают устойчивости, эквивалентной дегенерации и смерти, благодаря достижению - посредством открытости другим системам - стабильности в неустойчивости. Итак, неустойчивость становится источником эволюции и творения. Самоорганизация и самосотворение естественных систем - несомненные признаки свободы, но свободы, действующей в рамках согласованности и совместимости с необходимой динамикой всего.

Николеску Б., Гурджиевская философия природы, в Сб.: Гурджиев Г.И., Эссе и размышления о человеке и его учении, М., Старклайт, 2002 г., с. 73-76.