Напутствие молодым учёным Г.Р. Иваницкого

 

«Закончить книгу я хочу пятью замечаниями, которые поясняют цель написания этой книги. Они обращены, прежде всего, к молодым учёным, начинающим свой творческий путь в науке.

1. Жизненное кредо значительной части молодёжи состоит в формуле: не надо напрягаться, а то станешь «ботаником»; надо учиться торговать - станешь банкиром.

Современный информационный массовый рынок состоит в основном из прессы, книг, фильмов и телепередач, которые 15-20 лет назад вызвали бы отвращение.

В то время, как книги о науке издаются малыми тиражами и не предназначены для широкого читателя. В результате учёные для миллионов жителей планеты представляются в средствах массовой информации либо чудаками, которые не умеют делать деньги, либо злодеями, которые создают катастрофы. Опросы показывают, что многие школьники знают только эстрадных «поп-звёзд», интересуется - кто из них с кем живёт или кто от кого ушёл, но не могут перечислить крупнейшие открытия XX века, а тем более вспомнить имена выдающихся ученых. Профессии, создающие знания, оказываются менее престижными и оплачиваемыми, чем профессии использующие знания. В этом виновато не только само деградирующее общество, но и его «элита», включая и правительства всех уровней, которые наполнились необразованными людьми с низким IQ. Россия тоже - не исключение.

У нас, игнорируя научные доводы, порою принимаются необратимые, а часто и катастрофичные решения. Достаточно вспомнить наш закон о приватизации лесов и об уничтожении лесничеств. Российская академия наук возражала против этого закона, но её возражения проигнорировали. Лесные пожары лета 2010 г., человеческие жертвы и гигантские убытки, которые понесла страна, показали, что учёные были правы. У меня возникает опасение за наше будущее в XXI веке. При складывающемся отношении к науке, чем мы сможем отвечать новым вызовам времени (а их с каждым годом будет становиться все больше). Но в этом виноваты и сами ученые. Слишком мало внимания мы уделяем пропаганде и популяризации знаний. Цель книги, хотя бы частично восполнить этот пробел.

2. Объяснение новых открытий происходит либо на языке, который понятен узкому кругу специалистов, либо в переводе на понятный неспециалисту язык, но с потерей важных деталей. В этой книге я пытался найти компромисс. Насколько мне это удалось - судить читателю. Однако стержнем любого повествования остаётся идея. Если её нет, то мы имеем россыпь фактов, которые обладают тем недостатком, что их много. Сегодня любой школьник, используя интернет, может набрать их тысячами. Но наука не сводится только к фактам, как здание не сводится к груде кирпичей. В контексте этой книги правило БИО, несмотря на его простоту, объединяет факты, и этим оно полезно. (БИО – «блочно-иерархический отбор» – Прим. И.Л. Викентьева).

3. Неискушенному читателю могло показаться, что накопление знаний зашло в тупик. Поскольку запас новых научных идей пополняется медленно. Это не так. Чрезвычайная эффективность математики вселяет оптимизм, поскольку позволяет доказать, что все частные физические законы, несмотря на их разнообразие, обладают некоторыми общими чертами. Объединение физических законов в одно целое - это ближайшая задача науки. В науке уже осознано, что деление Природы на живую и неживую материю неконструктивно. Живая и неживая материя - это единое целое. В рамках этой аксиомы вопрос понимания механизмов мышления - это ближайшее будущее  синтетической науки - биофизики или, если Вам больше нравится, биопсихофизики.

4. Во всем мире пока отсутствует интерес чиновников к развитию фундаментальных основ науки. Финансисты сомневаются в целесообразности выделения больших средств на проведение концептуальных, мировоззренческих экспериментов, забывая, что нет ничего более практичного, чем фундаментальные научные теории. Достаточно напомнить, что без теории Ампера не было бы электроэнергетики, без теории Н.Е. Жуковского не было бы авиации, без теории Дирака не было бы полупроводников, без теории Прохорова и Басова не было бы лазеров. Этот список можно продолжать и продолжать. Фундаментальные исследования, как правило, требуют больших капиталовложений, а ресурсы государства всегда ограничены. Объединение людей в интернациональные межгосударственные группы - это один из способов увеличения средств на постановку дорогостоящих экспериментов. Однако широкая международная кооперация пока носит умозрительный характер. Эти объединения наталкиваются на эгоизм государств, на работу их спецслужб и коммерческие интересы. И, тем не менее, уже есть примеры успешного коллективного штурма мировоззренческих проблем (например, создание большого европейского коллайдера).

5. Читателю могло показаться, что автор полон оптимизма. Отнюдь нет. Когда я начинал свой путь в науке, то мне казалось, что кто-то из умудрённых опытом пожилых корифеев науки укажет мне кратчайший путь к научному успеху. Сегодня я сам достиг пожилого возраста и так не думаю. Движущей силой науки во все времена была не только опора на классиков, но сомнения и страдания. Найти диалог с Природой - тяжёлая задача. Расскажу притчу. От кого я услышал её? Мне трудно вспомнить. Примем условно, что это фольклор. Заранее прошу извинить меня за некоторую фривольность. Итак, в своём кабинете, в кресле умирает старый учёный. Он окидывает взглядом многочисленные полки книжных шкафов. Здесь длинными рядами стоят книги его учителей, его собственные книги, книги его учеников и учеников его учеников. Сознание почти покинуло учёного, он засыпает. И вдруг перед ним возникает яркая картина его молодости. Юная Муза кокетливо смеется, увлекая его за собой. Безоблачный июльский день, зелёный луг, пение птиц, жужжание шмелей и пчёл, запах цветов и сена. Он, очарованный происходящим, бежит за ней. Догоняет и они со смехом падают в копну сена. Она проваливается, он обнимает её, разбрасывая сухую траву, но она снова и снова ускользает от него, проваливаясь в глубь стога. Учёный на секунду открывает глаза. Перед ним опять полки с многочисленными книгами. В его затуманенном сознании проносится последняя мысль: «Все бы эти книги и ей тогда под спину...».

Как в приведённой притче, люди, посвятившие свою жизнь науке, в той или иной мере находятся между двумя полюсами и хотя бы раз испытывали чувство подъёма, но чаще чувство разочарования. Неизбежная смерть прерывает занятие исследователя, а иногда, если повезёт, открывает ему дорогу в бессмертие. История учит, что бессмертие стоит наполненной трудами жизни. Бессмертие - это память следующих поколений о том вкладе (пусть и небольшом), который внес ученый в общую копилку знаний о Природе».

Иваницкий Г.Р., Виражи закономерностей. Правило БИО – стержень науки, М., «Наука», 2011 г., с. 267-269.