Метод контрольных вопросов по Алексу Осборну

Алекс Осборн предложил  список контрольных вопросов, стимулирующих работу мысли.

Вот одна из редакций:

1. Можно ли объект (идею) использовать по-другому? 
Возможны ли совершенно новые способы применения? Можно ли модифицировать известные способы применения? Можно ли применить идею к чему-то другому?

2. Можно ли воспользоваться аналогиями?
Что напоминает объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Известны ли подобные проблемы и решения, которые можно использовать? Что можно копировать? Что можно имитировать?

3. Что можно изменить?
Какие модификации объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие возможны изменения назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний?

4. Что можно увеличить?
Что можно присоединить, добавить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Можно ли увеличить размеры, прочность, толщину, громкость, объём, концентрацию, частоту, высоту, длину, стоимость, расстояние? Можно ли повысить качество? Что можно дублировать? Возможна ли мультипликация элементов? Возможны ли увеличение, гиперболизация элементов?

5. Что можно уменьшить? Что можно убрать, заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, укоротить, сузить, отделить, раздробить? Что можно сделать короче, мельче, светлее, тоньше? Можно ли применить приём миниатюризации?

6. Что можно заменить? Что можно заменить и чем?
Другой ингредиент, материал, процесс, источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение? Можно ли использовать элементы другого стиля, других времен?

7. Что можно преобразовать?
Какие компоненты можно взаимно заменить? Что можно поменять местами? Можно ли переместить отдельные части, фрагменты? Можно ли изменить разбивку, разметку, планировку, последовательность? Можно ли поменять местами причину и следствие?

8. Что можно сделать наоборот?
Можно ли воспользоваться противоположной по смыслу идеей? Как будет выглядеть объект в зеркальном отражении? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы, изменить роли, функции?

9. Что можно скомбинировать?
Можно ли сочетать эту идею с другой? Может ли она стать частью чего-то большего? Какие цели, привлекательные признаки можно комбинировать? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент?»

Сильванович С.Ф., Креатив для пользы дела: управление творческим потенциалом компании, Минск, «Изд-во Гревцова», 2007 г., с. 98-99.