Интеллектуальное изнурение / выгорание по Л.А. Китаеву-Смыку

«В процессе непрерывного интеллектуального напряжения, «творческого горения» у человека-творца нередко случается изнурение интеллекта - крайне неприятное и даже опасное состояние. До сих пор психологи и психиатры недостаточно обращали внимание на людей, поражённых таким состоянием.

1. На начальном этапе интеллектуального изнурения человек замечает уменьшение своей творческой продуктивности. Мысли становятся «плоскими», нет глубины постижения проблем, нет убедительного выражения идей, и лишь небольшого перерыва в интеллектуальном труде,  замещенном физкультурой или переключением на иную творческую деятельность, бывает достаточно, чтобы устранить начавшееся изнурение интеллекта.

2. Если дело зашло чуть дальше, то человек-творец ощущает некоторую «опустошённость души»: потерю стремления к творчеству, пока ещё не мучительные сомнения в правильности и плодотворности избранной темы. Человека легко отвлекают от творчества посторонние проблемы и развлечения, которых он раньше избегал - «не тратил на них времени». Тут уж необходим планомерно рассчитанный отдых-рекреация. Наряду с физкультурой могут помочь водные  процедуры: баня, плавание, ванна, душ. Эффективно для восстановления творческого потенциала общение с природой: прогулки по полям и лесу, вид далеких горизонтов с подсвеченными солнцем облаками, запахи цветов и трав, щебет птиц, возделывание своего приусадебного угодья.

3. Продолжающееся изнурение интеллекта, связанное с дискомфортом и душевной опустошённостью, начинает тревожить человека. Возникают недоумение и сожаление из-за снижения качества творческого труда, неудовлетворённость собой, огорчение из-за бесплодно проходящего времени. Это уже критический этап интеллектуального изнурения. Обессиливаемый им человек пытается интенсивнее, неотступнее трудиться, затрачивать больше времени и сил, чтобы компенсировать свой неуспех. Благодаря этому объём творческой продукции может восстанавливаться, но при этом её качество снижается.

Уже на данном этапе изнурения интеллекта становится ясно, что отдыха в его обыденном виде пустых бесед, балагурства, созерцания привычного вида из окна, прогулок по знакомым территориям и даже попыток дольше поспать совершенно недостаточно для восстановления интеллектуально-творческой потенции. Необходима рекреация (лат. re- приставка «вос-»,  восстановление и create - творить), т.е. не столько освобождение от ставших переутомляющими творческих усилий, сколько деятельность, требующая от человека совершенно иного, нового, но тоже творческого напряжения.

Для учёного это может быть занятие искусством. Физкультура на этом этапе интеллектуального изнурения малоэффективна для «опустошённого творца», так как не мешает ему чувствовать свой неуспех. Действенными бывают экстремальные физические нагрузки: альпинизм, горные лыжи, прыжки с парашютом, управление яхтой и т.п. Эти виды спорта не только создают большие физические нагрузки, но и требуют мыслительной целеустремленности к успеху с риском для жизни. Экстремальный спорт отстраняет человека от его прежних профессиональных, интеллектуальных проблем, переключает мышление на борьбу за жизнь, и потому становится мощным фактором восстановления сил.

Рекреации способствуют путешествия (туристические круизы с «вытеснением» из сознания привычного жизненного пространства новыми видами и проблемами незнакомых стран), любовные увлечения, участие в воспитание младшего поколения или в уходе за беспомощными стариками и инвалидами. Рекреативный эффект при таких формах деятельности достигается, если человек поставлен (или поставил себя) в ситуацию неизбежности преодоления трудностей, неудобств и даже опасностей. Начав восхождение на горную вершину, альпинист должен, карабкаясь по скалам, перебираясь через ледовые склоны, максимально напрягаться (интеллектуально и физически); горнолыжник - проявить физическую силу, отвагу и сноровку, чтобы не разбиться, вылетев с трассы; ухаживая за малолетними или престарелыми, человек должен быть в ситуации, когда кроме него некому этого делать, поэтому он обязан преодолевать свои усталость, раздражительность, приступы отвращения к подопечному. Риск и угроза поражения при занятиях альтернативными видами деятельности, не лишёнными интеллектуальных нагрузок, способствует рекреации интеллектуала, изнурённого  профессиональным творчеством.

4. Если у переутомленного человека-творца нет условий для рекреации или он ею пренебрёг, то у него исчезает способность заниматься своим делом, появляются равнодушие или даже неприязнь к своему всё ещё не законченному произведению. Однако человека не оставляет мучительное чувство долга перед своим же ещё не рождённым «детищем». Нарастают дискомфортные чувства, горестные переживания, раздражительность, нервозность, озлобленность, обидчивость. Его ничто не радует, ничто не веселит. Такая дистимия (греч. dys - «раз-», разлад и thymos - душа, настроение) разрушает привычный облик человека, что психологически травмирует окружающих его людей, а потому ещё больше и его самого.

5. При значительном изнурении интеллекта и «закупорке» творческого потенциала срываются авторские, профессиональные планы, накапливаются невыполненные обязательства. Это чрезмерно усиливает дискомфортные ощущения и переживания творческого человека. Учащаются приступы критического дискомфорта, особенно опасные после пробуждения ночью или в утренние часы. Человек просыпается с ощущением мучительной «тесноты» в груди, с частым сердцебиением и с чувством дрожи во всём теле».

Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 77-78.