Ненаследственный характер гениальности по Новикову Н.Б.

«Генетические факторы не определяют, какая форма деятельности станет преобладающей в судьбе того или иного человека. В генах не записано, кем станет только что родившийся ребёнок: банкиром или антропологом, скрипачом или рабочим у конвейера, священником или фермером.

Заявления некоторых учёных о том, что генетические структуры гениальных и обычных индивидов отличаются друг от друга по уровню интеллекта, находятся за пределами научных фактов. Никто из генетиков, исследующих наследственность человека, не обнаруживал генов, детерминирующих процесс формирования таланта и гениальности.

Попытки представить интеллект выдающихся личностей как следствие действия генетических факторов не согласуются с действительным положением вещей.

Информация, содержащаяся в молекулах ДНК, далека по своему контексту от того, чтобы влиять на психологические различия между людьми.

Биосоциальная природа мозга такова, что умственные способности, передающиеся по наследству, характерны для всех представителей вида гомо сапиенс, а умственные способности, отличающие одного индивида от другого, не передаются по наследству, а детерминируются окружающей средой. Иначе говоря, генетические свойства интеллекта универсальны, присущи всем людям, а неуниверсальные свойства негенетичны, они создаются условиями воспитания и образования.  Тот факт, что мутации генов могут изменять биологические особенности мозга, вовсе не доказывает, что гены неминуемо влияют на психические особенности человека. Изменения мозга, обусловленные генетическими мутациями, приводят к умственной неполноценности индивида, к патологии его интеллектуальных функций, а гениальность является не патологией, а нормой человеческого мозга, качеством здорового интеллекта.

Развитие таланта и гениальности осуществляется под контролем средовых факторов, предполагающих многолетнюю и терпеливую работу человека над своими информационными возможностями. В системе нормального мозга его зависимость от малых генетических влияний перекрывается его универсальностью и пластичностью в ответ на разнообразие средовых условий. Даже те структуры мозга, которые детерминируются генетической программой, развиваются полноценно только при наличии адекватной сенсорной нагрузки. Взаимодействие индивида с внешней средой более существенно для надлежащего развития функций мозга и даже его структуры. Это неудивительно, поскольку мозг человека является самым последним и наиболее сложным продуктом эволюции. Новорождённый, имея полноценную генетическую программу, не способен развить в себе человеческие качества без взаимоотношений с людьми, без творческого освоения социального наследия. Когда говорят о прирождённом таланте, это значит, что рано и сильно у индивида проявились творческие склонности, которые совсем необязательно были получены от родителей через комплексы генов.

Очевидно, что успехи, достигаемые гениальным человеком в области науки и искусства, и действие генов на развитие особи являются качественно различными. Уровень развития интеллекта, обусловленный внешней средой, и уровень развития того же интеллекта, определяемый работой генов, оказываются не соответствующими друг другу. Биологические особенности далеко не безразличны для жизни людей, но все они, тем не менее, представляют собой лишь предпосылки, на которых основывается возникновение таланта и гениальности. Когда ряд авторов для изучения поведения людей используют данные, полученные в генетике животных, они непродуманно забывают о коренных отличиях психики человека от психики животных, чьё поведение определяется видовым стереотипом, жёстко закрепленным в генах. Мысль о том, что гены животных вошли в генетическую программу человека и сохраняют в ней то же животное действие, определяя основы психики человека, является немотивированной.

В материалах современной генетики нет доказательств той точки зрения, что высшие психические качества человека наследуются детьми от родителей в принципе так же, как наследуется цвет глаз, группа крови, форма волос, карликовость и другие телесные особенности. Учёным неизвестны факты, свидетельствующие о непосредственном влиянии особенностей генотипа на различия по психическим качествам у человека.

Неравенство людей по интеллекту отражается в характере процессов, идущих в мозге. Существуют очевидные различия между людьми по структуре и количеству нейронов, их связям друг с другом, характеру синтеза белка в нейронах, процессам проведения нервных импульсов. Может быть индивидуальным распределение нейромедиаторов, опосредствующих передачу нервного сигнала от одного нейрона к другому, активация и торможение генов, контролирующих синтез мозговых белков. Разной активностью могут обладать ферменты, влияющие на синтез и расщепление молекул нейромедиаторов.

Однако все эти различия физиологии мозга формируются прижизненно, под воздействием информационных потоков, поступающих в мозг. Это психологическое неравенство индивидов укладывается в рамки нормы реакции мозга и не препятствует процессам нормальной логической переработки информации. Те параметры функционирования нейронов, ферментов, нейромедиаторов и мозговых генов, которые являются врождёнными и создают указанное неравенство, также не влияют на правильную мыслительную деятельность разных людей. В нейронах головного мозга может протекать процесс включения в работу прежде молчавших генов, которые изменяют набор синтезируемых белков, однако эти гены не передают свою информацию молекулам ДНК и РНК, поэтому и в этом случае нельзя говорить о наследуемости таланта. Если творческие способности не наследуются биологически, следовательно, нельзя и формировать эти качества при любой целенаправленной переделке биологии человека. Продуктивная творческая деятельность, характеризующаяся как гениальность, не требует генетических особенностей, выходящих за рамки нормального генотипа. Для того, чтобы значительно повысить число людей, обладающих творческим талантом, не нужно заниматься преобразованием генов. Тот факт, что представители науки и искусства оставляют после себя меньше потомков по сравнению с количеством детей у представителей физического труда, отнюдь не свидетельствует об идущем интеллектуальном вырождении человечества. Преимущественное размножение индивидов, не связанных с интеллектуальной деятельностью, бессильно оказать влияние на умственный генофонд цивилизации.

Незначительное количество родословных, богатых одарёнными личностями, увеличение психологических различий между однояйцевыми близнецами с возрастом, а также результаты психологического тестирования различных групп людей убедительно доказывают ненаследственный характер гениальности. Однако в ближайшее время психология и психогенетика приобретёт совершенно новый метод изучения социального происхождения одарённости, который значительно превосходит все указанные фактические данные.

Этим методом является история научных открытий, исследующая реальные способы и схемы возникновения выдающихся идей и высокой общественной репутации тех, кто их формулирует.

Ни один современный специалист в области генетики человека не станет отрицать, что все умственно полноценные люди наделены одной и той же логикой и одинаково правильно способны пользоваться такими логическими приёмами, как индукция, дедукция и традукция. Универсальность логики была установлена в ходе многолетнего и глубокого исследования познавательных процессов, лежащих в основе умственной деятельности различных нации, народностей и этнических групп, населяющих нашу планету. Единообразие логического мышления всех людей является сегодня фактом, не подлежащим сомнению. Огромная теоретическая и практическая ценность истории научных открытий заключается в том, что она добавляет к этому факту ещё один факт: личности, которых мы называем гениями и чьи заслуги внушают нам глубокое уважение, совершают научные открытия с помощью логического мышления.

Познавательные процессы, приводящие великих людей к достижениям высокой общественной значимости, эквивалентны познавательным процессам, определяющим интеллектуальную деятельность обычных индивидов. Отсюда самым естественным образом следует вывод о том, что генетические структуры гениев не несут в себе факторов, обусловливающих их творческие успехи».

Новиков Н.Б., Новая теория гениальности (исследование законов творческого мышления), М., 1996 г., с.11-13.