Психотерапевтические приёмы Милтона Эриксона

«В эриксоновском гипнозе выделяются следующие основные приёмы наведения транса:

1. Невербальная подстройка и ведение Клиента путем синхронизации ритма речи и дыхания консультанта и Клиента с целью дальнейшего замедления темпа реагирования Клиента путём  ведения.

2. Словесная подстройка и ведение Клиента, путём описания наблюдаемых двигательных и вегетативных реакций с добавлением предположений о наличии реакций, связанных с расслаблением (так называемая «индукция 4-1»).

3. Описание реакций, обычно наблюдающихся у человека, погружающегося в транс (соответствующих изменений физиологии).

4. Диссоциация сознательного и бессознательного (чередование в определённом порядке обращений к сознательному и бессознательному Клиента).

5. Сенсорная перегрузка (активное задействование нескольких / всех сенсорных репрезентативных систем (органов чувств – Прим. И.Л. Викентьева) Клиента в темпе,  превышающем возможности сознательной обработки информации). Частным случаем данного метода является «двойное наведение», когда два консультанта одновременно вербально гипнотизируют Клиента, в определённом порядке обращаясь к его сознательному и бессознательному.

6. Использование естественных трансовых состояний, характерных для данного Клиента (описание соответствующего контекста и сенсорного ряда способствует погружению Клиента в транс). Приём требует предварительной беседы с Клиентом о его трансовом опыте.

7. Якорение трансового опыта Клиента (связывание ситуации вхождения в транс с некоторым внешним стимулом - креслом, прикосновением консультанта и т.д.). Приём может быть  эффективно использован в случае длительной (несколько сессий) работы с Клиентом.

Эффективность гипнотизации при помощи эриксоновского подхода во многом достигается именно за счёт гибкости методов: какой из них окажется наиболее полезным для работы с конкретным Клиентом можно установить только экспериментально, соответственно, от консультанта требуется достаточная наблюдательность и гибкость, чтобы реализовать адекватный особенностям каждого Клиента подход.

Еще одним отличием эриксоновского гипноза от классического, является стиль вербального взаимодействия с Клиентом - максимально недирективный, однако, вынуждающий Клиента следовать инструкциям консультанта. […] Помимо использования трансовых состояний и Милтон-модели, благодаря Эриксону в арсенал НЛП вошли терапевтические истории или метафоры.

Милтон Эриксон был мастером историй, рассказывание историй в состоянии транса было главным содержанием его терапевтической работы. Ученик и последователь Эриксона Дж. К. Зейг выделяет восемь основных контекстов, в которых Эриксон использовал терапевтические истории;

- Как иллюстративный материал. Выразительный рассказ не просто оживляет даже самую правильную мысль, но и позволяет Клиенту легче принять её к сведению, чем прямую констатацию или рекомендацию.

- Как подсказка решения. Клиенту рассказываются случаи, аналогичные его собственному, но открывающие новые перспективы; благоприятный исход истории увеличивает веру Клиента в разрешение трудностей. Большой терапевтический эффект достигается за счёт того, что Клиент сам устанавливает аналогии и находит устраивающее его решение.

- Для самоосознания. Точно подобранная история позволяет Клиенту посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию, понять, что именно нуждается в изменениях, и какие варианты решения можно попробовать.

- Истории порождают идеи и усиливают мотивацию. С помощью соответствующей истории можно «породить» в уме Клиента терапевтически полезную идею, а затем, подбирая истории в определенной последовательности (иногда повторяя их некоторое время спустя), такая идея может быть укреплена и стать мотивом нового поведения.

- Житейские истории как средство лечебного воздействия на формы отношений. История со встроенной аналогией является наиболее мягким способом указать Клиенту, что его неадаптивные паттерны построения отношений (склонность манипулировать, чрезмерная категоричность и др.) понятны консультанту. Кроме того, история может содержать варианты более адекватного построения взаимоотношений.

- Рассказ как руководство к действию. При этом главная мысль рассказа прямо или косвенно выделяется консультантом (произносится как прямая установка, маркируется голосом либо интонацией).

- Для уменьшения сопротивления. Клиенту трудно сопротивляться ассоциации, к которой он пришёл сам. За счет того, что истории обычно многозначны, Клиент имеет возможность извлечь из них смыслы, имеющие непосредственное отношение именно к его проблеме. Соответственно, источником желаемых перемен, по существу является сам Клиент. Кроме того, часто Клиент даже не в состоянии сознательно отрефлексировать все смыслы, заложенные в истории (и воспринятые им бессознательно), что является ещё одним фактором минимизации сознательного сопротивления изменениям, Истории также использовались Эриксоном для создания «фона», отвлечения внимания пациента от центральной, содержащей основной посыл, метафоры,

- Для переосмысления и нового определения проблемы. Часто именно способ видения ситуации делает её проблемой. Эриксон использовал истории для переопределения Клиентом своего  привычного стереотипа восприятия проблемы, Обобщая краткий анализ методов работы Милтона Г. Эриксона, можно заметить, что важнейшим принципом его психотерапевтического подхода является доверие к бессознательному человека как источнику ресурсов. Апелляция к бессознательному имеет в психологии давнюю традицию, связанную, ещё с именем 3. Фрейда. Однако традиционное восприятие бессознательного связывает его проявления скорее с проблемами человека (бессознательное трактуется как источник неуправляемых социально неприемлемых желаний; ущемление бессознательных побуждений - причина неврозов и т.д.). Эриксон же показал полезность использования креативных возможностей бессознательного Клиента для поиска наиболее подходящего решения его проблемы. Таким образом, опора на персональный опыт Клиента (как сознательный, так и бессознательный) - центральный принцип эриксоновской терапии, заимствованный и успешно используемый НЛП».

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н., Когнитивные науки: от познания к действию, М., «КомКнига», 2005 г., с. 173-176.