Периоды расцвета и упадка искусства России по А.Д. Арманду

«Искусство - нежное растение. Как всякому растению ему нужна почва. От качества почвы зависит, вырастут ли на ней цветы и деревья или только лишайники. Но, поселившись, растение самым своим существованием облагораживает почву. Надеюсь, аналогия понятна. Без питающей социальной среды невозможно никакое искусство. И наоборот. Велико подозрение, что первобытное человеческое стадо, уже вставшее на две ноги и изготовившее первое каменное рубило, без искусства не смогло бы стать человеческим обществом. Без поклонения глиняным «мадоннам» и нарисованным охрой на стенах пещер изображениям оленей и мамонтов.

Пара искусство-среда демонстрирует нам ещё в одном повороте взаимодействие материнского Инь и отцовского Ян. В период бурного развития они поощряют и усиливают друг друга. Но это не продолжается бесконечно. Отношения меняются. Что легко видеть на примере не столь давней истории нашей страны.

Для начала возьмём положение дел в XVIII и XIX столетиях. Перестроечное напряжение, внесённое петровскими и екатерининскими реформами понемногу ослабло, положение государства и власти укрепилось и возникла потребность заняться делами менее суетными, например, науками, литературой, искусствами. Очевидно, к этому времени и сформировался тот чернозём, на котором, как грибы после дождя, начали вырастать славные имена. Ломоносов, Фонвизин, Державин, за ними развернулись Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Во второй половине теперь уже позапрошлого столетия парад гениев продолжили Тютчев, Некрасов, Достоевский, Островский, Тургенев, Фет. На переходе к двадцатому веку Чехов и Лев Толстой завершили блестящую плеяду классиков, заставивших звучать русскую литературу на мировой сцене. Не менее феерическим был взлёт в сфере изобразительного искусства. Где-то после Левицкого, Боровиковского, Тропинина Россия подарила миру изысканную живопись Брюллова, возвышенный шедевр Иванова, а затем череду покинувших чопорные своды Академии передвижников: Перова, Ге, Крамского, Саврасова, Поленова, Сурикова, Серова, Васнецова, Левитана, Ильи Репина.

Ничуть не меньше обогатилась и русская музыка. Здесь несмываемый след оставили Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский. Нельзя забыть и таких мастеров исполнительного искусства как Собинов, Шаляпин, Анна Павлова. Много славных имен включает список выдающихся архитекторов, из которых первыми приходят на ум Росси, Баженов, Казаков.

Этот длинный список можно продолжить, но он и так даёт представление о взрыве творческих сил народа (перввую половину XIX века иногда называют «золотым веком искусства России» - И.Л. Викентьева). Откуда такой неожиданный расцвет? Между тем, почва, на которой поднимались искусства вместе с литературой в XVIII и XIX веках, вовсе не напоминала пуховую постель. Существовала строгая царская цензура, служителем которой был, к слову сказать, Н.А. Гончаров. Свободу самовыражения творцов сковывали каноны классицизма в архитектуре, традиции академической   школы   живописи.  Но при   этом   трудности компенсировались огромной заинтересованностью в произведениях искусства и литературы со стороны высококультурной читательской и зрительской среды. У народа и искусства было общее понимание очередной исторической задачи («... в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал». Пушкин, конечно).

Другой сюжет возник в короткий период XX века перед мировой войной, особенно между двумя революциями. Воздух ожидаемых перемен проник в творческую среду и подал сигнал к бунту против, как мы бы сейчас сказали, истеблишмента, против устоявшихся традиций. Писатели-символисты, акмеисты, футуристы, художники-авангардисты, кубисты, примитивисты, опережая революцию, объявили свободу творчества, бросившись в поиски и эксперименты. Без сомнения, этот «серебряный век» тоже был урожайным на таланты. Блок, Бунин, Белый, Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Хлебников украсили литературный ряд. Гончарова, Шагал, Кузнецов, Машков будоражили зрителей выставками «Мира искусства» и «Бубнового Валета». Скрябину принадлежит идея создания светомузыки. Но объединяющая народ и искусство идея рассыпалась по многим частным интересам, всеядность, разброд, безыдейность завладели настроениями творческой части общества. Начинался национальный кризис. Гигантов на уровне прошлого века эта среда не породила. «Декаданс», упадок, вот урожай, собранный на почве полной раскованности, на почве свободы. При том, что интерес общества к искусству не ослабел, а скорее наоборот, обострился.

Сюжет третий - самочувствие искусства в годы советской власти. Обрисовать одним штрихом обстановку этих 72 лет невозможно. Это скорее, будет рисунок законченного цикла от разброда и растерянности, к яркому всплеску жизненной энергии, до застоя и загнивания общества при «развитом социализме». Тем не менее, самой запоминающейся чертой этого периода был идеологический гнет. Он до предела суживал возможности всякой творческой деятельности, особенно после резолюции ЦК РКП (б) от 1925 года «О политике партии в области художественной литературы» и последующего создания в тридцатых годах так называемых «творческих союзов» - писателей, художников, композиторов. Но в этом не было простого запрета на искусство. Скорее наоборот, партийная власть, в стремлении ещё больше усилить своё влияние на умы, поощряла творческих работников, если они творили «правильно». К тому служили почётные звания «заслуженных» и «народных». Ленинские, Сталинские, Государственные  премии, ордена и всевозможные привилегии. Поразительно, что и в этой удушающей атмосфере творческий потенциал народа не угас. Писатели, художники, композиторы не продались безраздельно за государственные сребреники, а   находили щели   в отдушины, чтобы выращивать яркие цветы настоящего искусства. В первые годы кого-то увлекли буря и натиск новой власти. К ней присоединились Горький, Маяковский, Шолохов, Прокофьев, Хачатурян. Кто-то, как Гончарова, Бунин, Набоков, Шагал, Репин, скрылись за рубеж и ценой ностальгии купили себе свободу. Некоторые постарались выбрать себе нейтральную тематику: воспевание природы, детские сказки, исторические сюжеты (Паустовский, Пришвин, Чуковский, Маршак, Нестеров, Корин, Грабарь, Антокольский). Большой театр, Малый, МХАТ углубились в классику прошлого.

Ещё одна группа творческой интеллигенции, не имея доступа к печатным станкам и выставкам, упорно продолжала работать «в стол», для будущего. Этой тропой прошли, например, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, даже Есенин, Павел Корин.

Заслуживает скорее уважения, чем осуждения, творчество талантливых «официальных» писателей, театральных и кино-режиссёров, актёров, композиторов, которые и в этих условиях ухитрялись создавать произведения высокой художественной ценности. Тут нельзя не вспомнить «Василия Тёркина» Твардовского, песни, музыку к кинофильмам Исаковского и других композиторов. Ленинградскую симфонию Шостаковича, стихи Симонова. В последние годы слабеющей советской власти знамя свободного искусства вновь подняли «барды» и художники-модернисты.

Вывод, пожалуй, напрашивается такой: среда, которая, как удав, «душит в объятиях» национальное искусство, не способна убить его живые ростки. Они глубоко страдают, но не уходят в небытие.


Продолжение »