Модель множественных интеллектов по Говарду Гарднеру

Говард Гарднер написал книгу: Структура разума / Frames of Mind, где предложил свою модель: «Множественные интеллекты / Multiple Intelligences».

«Меня часто спрашивают, как возникла идея теории множественного интеллекта. Наверное, самым честным ответом будет: «Не знаю». Но такой вариант не устраивает ни интересующегося, ни, по правде говоря, меня. Оглядываясь назад, я могу описать следующие факторы, некоторые из них отдалённые, а некоторые - непосредственно подтолкнувшие меня к исследованиям. В молодости я серьёзно занимался игрой на фортепиано и другими видами искусства. Начав изучение психологии развития и когнитивной психологии, я был просто поражён, что искусству в них не уделяется никакого внимания. Моей целью в то время было найти место для искусства в рамках академической психологии. […] К 1981 году определились основные направления дискуссии. Я утверждал, что все люди обладают не одним интеллектом (который часто называют G-фактором как сокращение от General intelligence - «общего интеллекта»).

Скорее, будучи особенными существами, мы, люди, наделены рядом относительно автономных интеллектов.

Большая часть литературы по вопросам интеллекта изучает комбинацию лингвистического и логического интеллектов, которые, как я часто говорю, составляют достояние профессора юриспруденции. Но досконально изучить человека можно, лишь изучив также пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутри- и межличностный интеллекты. Эти виды интеллекта есть у каждого из нас - именно это делает нас людьми с когнитивной точки зрения. И всё же в каждое отдельное мгновение люди отличаются по своим интеллектуальным профилям в силу факторов наследственности и жизненного опыта. Ни один из видов интеллекта не является сам по себе художественным или нехудожественным. Лучше было бы сказать, что при желании человек может воспользоваться несколькими видами интеллекта в эстетических целях. Из этой психологической теории нельзя делать никаких непосредственных выводов относительно системы образования, но если люди отличаются по своим интеллектуальным профилям, разумно было бы учесть эти различия при составлении учебных программ».

Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г., с. 9 и 12.


Говард Гарднер «…впервые сформулировал теорию множественности интеллектов. («Впервые» - это фактическая ошибка. В начале XX века свою классификацию людей, в зависимости от их интеллектов,  предложил немецкий исследователь Эдуард Шпрангер – Прим. И.Л. Викентьева). В соответствии с этой теорией, у каждого из нас имеется, по меньшей мере, семь объективно измеримых разновидностей интеллекта (впоследствии Гарднер и его коллеги составили перечень, включающий двадцать пять «младших» разновидностей или подвидов интеллекта). Нам же с Вами достаточно перечислить семь главнейших его типов вкупе с наиболее яркими примерами, которые наглядно иллюстрируют для нас каждый род гениальности (тут умышленно не упоминается Леонардо да Винчи, который был гением абсолютно во всех перечисленных областях):

- Логико-математический интеллект - Стивен Хокинг, Исаак Ньютон, Мария Кюри
 

- Словесно-лингвистический интеллект - Уильям Шекспир, Эмили Дикинсон, Хорхе Луис Борхес
 

- Пространственно-механистический интеллект - Микеланджело, Джорджия О'Киф, Бакминстер Фуллер
 

- Музыкальный интеллект - Моцарт, Джордж Гершвин, Элла Фицджеральд 
 

- Телесно-кинестетический интеллект - Морихей Ешиба, Мухаммед Али, Ф.М. Александер
 

- Межличностно-социальный интеллект - Нельсон Мандела, Махатма Ганди, королева Елизавета I
 

- Внутриличностный интеллект (или, иначе, самопознание) - Виктор Франкл, мать Тереза».

Майкл Дж. Гелб, Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи, Минск, «Попурри», 2000 г., с. 14-15.

 

«И снова о подходах к структуре интеллекта. Я начну с тех взглядов, которые непосредственно связаны с понятием интеллекта, традиционно используемым в психологии. Как уже говорилось в главе 2, существуют две основные теории структуры интеллекта. Одну представляют те учёные, которые убеждены в наличии общего фактора интеллекта (G), например Чарльз Спирмен и Артур Дженсен. Ко второй относятся те, кто разделяет плюралистические взгляды на интеллект, например Л. Л. Терстоун и Дж. П. Гилфорд. Очевидно, что положения теории множественного интеллекта ближе ко второй точке зрения и несовместимы со взглядами тех, кто убежден в правильности теории общего фактора. Как мне кажется, теорию G-фактора поддерживают в основном потому, что большинство тестов на определение IQ выполняются в письменном виде, для чего необходимы развитые лингвистические и логико-математические навыки. Поэтому люди, одарённые в этих областях, будут показывать хорошие результаты в тестах общего интеллекта в отличие от тех, кто обладает развитыми способностями в других интеллектуальных сферах. В школе ценится такая способность к «ментальному манипулированию», вот почему результаты теста на диагностику общего фактора интеллекта могут с большой точностью предсказать школьные успехи ребёнка».

Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г., с. 373-374.