Гипотеза о болезни Фридрих Ницше…

«Жорж Батай как-то заметил, что Ницше сошёл с ума гениально и вместо нас. Я убеждён, что он знал, что сходит с ума. Это был его выбор, сопоставимый лишь с сократовским выбором чаши с ядом и Иисусовым выбором креста.

Он понимал, что, если хочет перевернуть ценности, утверждённые ими, то должен превзойти их своим подвигом и жертвой.

Только превзойдя этих «учителей человечества» по масштабу и страсти, он закроет эру, открытую ими двадцать пять веков назад, только тогда он действительно разрубит историю человечества пополам (это его слова), только тогда ему поверят. Не добровольное принятие смерти ради своих убеждений, ради того, чтобы показать, как надо жить. Лишь безумие - со-шествие с-ума мыслителя - событие более чудовищное и более поражающее, чем отравление греческого мудреца или распятие иудейского сына Божия! Ницше ведал, что «творит»: он платил неизмеримо более высокую цену... Все одиннадцать лет безумия он словно наблюдал, как публика будет жадно ждать его произведения, как будут от его имени создаваться новые книги, как будет взрывообразно расти его слава. Но он не сделал ни одного жеста, который поставил бы под сомнение его безумие. Выйти из состояния сумасшествия было бы «срывом стиля», повторением «жалкого мифа» о воскресении Иисуса;  перечеркнуло бы всю значимость беспрецедентной жертвы и великой трагедии, которую он так гениально срежиссировал и неподдельно сыграл. Концы ницшеанства теряются в безумии. Невозможно избавиться от ощущения, что между философией и безумием Ницше существует какая-то таинственная связь. В полном соответствии с намерением, высказанным в предисловии к «Воле к власти», он построил своё творчество «с расчётом на конечную катастрофу». И оно в какой-то момент начинает неумолимо требовать реальной жизненной катастрофы самого автора. Ницше  делает немыслимое: как бы монтирует собственную катастрофу в тело своего творчества, как его финал. Это едва ли не преднамеренное безумие продолжало и завершало творчество самым ярким и убедительным способом: философия превращалась в жизнь.

Миронов В.Н., Философия истории Фридриха Ницше, журнал «Вопросы философии», 2005 г., N 11, с. 172.

 

Отличие гения от психопата по Максу Нордау