Инструкция по работе с Контекстной панелью

Способность действовать в уме по П.Я. Пономарёву

Я.А. Пономарёв, изучая этапы развития способностей школьников, пришёл к выводу:

«Экспериментальным путём получен материал, характеризующий общую картину развития способности действовать в уме.

Однозначно, не вызывая сомнений, данный материал указывает на то, что способность эта завершает своё развитие в период наступления так называемой физической зрелости человека, примерно в 12-13 лет, т. е. задолго до завершения общего интеллектуального развития человека (интеллектуальное развитие человека в условиях развитого психологического механизма продолжается за счет накопления, обогащение содержательной стороны опыта - всевозможных знаний, умений, навыков). Наглядно ход развития способности действовать в уме представляет кривая оптимального развития психологического механизма поведения.

Этапы развития способностей и способность действовать в уме

По данной кривой идёт развитие примерно у 5% испытуемых (имеющих максимальные показатели развития к моменту его завершения; на данном основании можно сказать, что нормы развития психологического механизма поведения достигает, примерно, лишь 5% населения).

Рассматриваемая кривая соответствует типичной кривой роста. В пять с половиной лет она приобретает отрицательное ускорение и затем постепенно затухает».

Пономарёв Я.А., Перспективы развития психологии творчества, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 246-247.

 

Стадии развития интеллекта у детей по Жану Пиаже