Знание-знакомство и знание-описание по Бертрану Расселу

«… есть два вида знания: знание вещей и знание истин. В этой главе мы остановимся исключительно на знании вещей, которое, в свою очередь, разделим на два вида.

Знание вещей, которое мы называем знанием-знакомством, существенно проще, чем любое знание истин, и логически независимо от последнего, хотя было бы преждевременно предполагать, что люди могут быть знакомы с вещами, не зная в то же время некоторых истин о них. Знание-описание вещей в противоположность этому всегда включает [...] в данной главе, некоторое знание истин в качестве своего источника и основания.

Но прежде всего мы должны выяснить, что имеется в виду под «знакомством» и «описанием».

Будем говорить, что мы имеем знакомство с чем-то, что мы осознаем прямо, без промежуточного процесса вывода или знания истин. Таким образом, в присутствии моего стола я знаком с чувственными данными, которые составляют его явление (цвет, форма, твёрдость, гладкость и т. п.), - все эти вещи я непосредственно осознаю, когда вижу мой стол и касаюсь его. О конкретном оттенке цвета, который я вижу, можно сказать многое - я могу сказать, что это коричневый цвет, тёмного оттенка и т. п.

Однако такие утверждения, хотя и приводят к знанию мною истин о цвете, не ведут к более полному знанию самого цвета, чем это было до сих пор: что касается знания самого цвета, в противоположность знанию истин о нём, я знаю полностью цвет, когда я вижу его, и никакое дальнейшее знание невозможно даже теоретически. Таким образом, чувственные данные, из которых состоит явление моего стола, представляют вещи, с которыми я знаком, вещи, известные мне непосредственно такими, какие они есть.

В противоположность этому моё знание стола как физического объекта не является прямым знанием. Как таковое оно получается через знакомство с чувственными данными, из которых состоит явление стола. Мы видели, что возможно сомнение, вовсе не абсурдное, в том, существует ли вообще стол, и в то же время невозможно сомневаться в чувственных данных.

Моё знание стола есть такой вид знания, который мы называем «знание-описание».

Бертран Рассел, Проблемы философии / Избранные труды, Новосибирск, «Сибирское университетское издательство», 2007 г., с. 57.

 

Позже, в 50-е годы XX века были введены аналогичные термины: декларативные / описательные и инструментальные / технологические знания…