Инструкция по работе с Контекстной панелью

Профессиональный ученый по Ю.М. Лотману

«Вопрос: Может ли ученый, у которого есть способности и желание оставить свой след в науке, сделать это при любых условиях? Что одушевляет, что мешает заниматься наукой?

Ответ: Вопрос поставлен неточно: оставить свой след в науке не может быть главным побуждением учёного. История науки знает много случаев, когда учёные из соображений успеха в поисках истины или из этических соображений жертвовали возможностью связать то или иное открытие со своим именем. Известный лингвист академик А. Шахматов, человек не только гениальной одарённости, но и высокой нравственности, не стал печатать одну из своих статей, узнав, что один из его учеников написал на ту же тему книгу. Он сознательно уступил приоритет открытия молодому учёному (статья Шахматова была опубликована только после его смерти). В науке есть свои «могилы неизвестного солдата», и у настоящего учёного они вызывают не меньшее уважение, чем самые блестящие имена. Что же касается возможностей, то, конечно, необходимо, чтобы способные к науке люди, особенно молодые, имели благоприятные условия для своей работы и, прежде всего, время («время - пространство для развития таланта», - сказал К. Маркс). Таланты надо уважать - это такое же национальное богатство, как и природа. Мы уже поняли, что надо охранять среду обитания и не относиться к ней хищнически. К талантам также нельзя относиться хищнически - они нуждаются в защите не меньше, чем вписанные в Красную книгу животные. Но всё же ссылки на «условия», не дающие возможности развить свой талант, часто скрывают отсутствие целеустремленности, готовности к тяжёлому повседневному будничному труду, без которого нет науки. Совесть учёного не удовлетворяется рассказами о трудных условиях, а спрашивает: «Все ли ты в этих трудных условиях сделал, что в них можно было сделать?»

Вопрос: Что одушевляет, что мешает заниматься наукой?

Ответ: Одушевляет любовь к истине, мешает - более всего душевная лень, боязнь трудностей и жертв, которые неизбежны при серьезной любви к науке.

Вопрос: Какой должна быть (идеальная) супруга учёного?

Ответ: Очень терпеливой. То же качество требуется и от мужа, если жена его - ученый.

Вопрос: Уживаются ли два учёных под одной крышей?

Ответ: Вопрос странный. Два любых порядочных и культурных человека должны уживаться под одной крышей. Следовательно, надо было спросить: «Бывают ли ученые порядочными и культурными людьми?» Ответ: «Иногда бывают».

Интервью Ю.М, Лотмана, эстонская газета «Noorte Hääl» от 28.02.1982 г., цитируется по книге: Егоров Б.Ф., Жизнь и творчество Ю.М., Лотмана, М., «Новое литературное обозрение», 1999 г., с. 349-350.


Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру