Противоречия и их разрешения по В.И. Ленину

В.И. Ленин в своих работах многократно повторял и интерпретировал  тезисы Гегеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Особенно много подобных фрагментов в его конспектах, названных  «Философскими тетрадями»:

«Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития […] Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую. […] Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, – вот в чём суть. Эта гибкость, применённая субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, применённая объективно, т.е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира. […] Раздвоение единого и познание противоречивых частей его... есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей «Метафизике» постоянно бьётся около этого и борется с Гераклитом respective с гераклитовскими идеями).

Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки. На эту сторону диалектики обычно (например, у Плеханова) обращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров («например, зерно» «например, первобытный коммунизм». То же у Энгельса. Но это «для популярности»...), а не как закон,  п о з н а н и я  (и закон объективного мира).

В математике + и –. Дифференциал и интеграл.    
- механике действие и противодействие.    
- физике положительное и отрицательное электричество.  
- химии соединение и диссоциация атомов.    
- общественной науке классовая борьба.

Тождество противоположностей («единство» их, может быть, вернее сказать? хотя различие терминов тождество и единство здесь не особенно существенно. В известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе). Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей».

Ленин В.И., Философские тетради / Полное собрание сочинений, Том 29, М., «Издательство политической литературы», 1967 г., с. 203, 98, 99 и 316-317.

Замечу, что философы различных школ XVIII-XX веках, действительно, использовали термины «противоречие» и «разрешение противоречия», но за исключением единичных случаев – таково, например, создание теории потребительской стоимости Карлом Марксом - не смогли продемонстрировать использование этого подхода при рассмотрении небанальных (!) научных проблем. Поэтому говорить о неком  работоспособном «диалектическом методе / логике», созданных в рамках марксизма или других философских направлений – несерьёзно…


Основные принципы диалектики по В.И. Ленину