Рефлексивные системы по В.А. Лефевру

В.А. Лефевр предложил удобную метафору взаимодействующих рефлексивных систем,  когда, например, два человека-соперника во время конфликта думают «о том, что думает другой человек, что я думаю…» и строят своё поведение в соответствии с этим…

«Что такое рефлексивная система? Воспользуемся следующей аналогией. Представим себе «комнату смеха», в которой под некоторыми углами друг к другу расставлены зеркала. Пусть в этой комнате со стола упал карандаш. Падение карандаша будет причудливо отражаться в зеркалах, зеркала будут отражаться друг в друге. Уже искажённые траектории падения будут отражаться с различными искажениями. В комнате просверкнёт лавина искаженных изображений.

Эта аналогия и позволяет ответить на поставленный вопрос. Рефлексивная система - это система зеркал, многократно отражающих друг друга. Каждое зеркало-это аналог «персонажа», наделённого своей особой позицией. Весь сложнейший поток отражений зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса.

Этот пример хорошо иллюстрирует различие между социально-психологическим явлением и физическим. Падение карандаша - физический процесс. Но если нас интересует не только это падение, а весь поток отражений, совершённый персонажами, то мы имеем дело с социально-психологическим явлением.

Представим себе исследователя, вошедшего в эту комнату (исследователь - это особое зеркало). Вся ситуация принципиально изменится. Каждое движение исследователя-зеркала будет сопровождаться непрерывным изменением многократных отражений. Иногда мы будем говорить о «внешнем исследователе», предполагая, что он не отражается в зеркалах персонажей, которые им исследуются. Вот, собственно, первоначальная идея нашего построения. Аналогию нельзя понимать буквально. Она служит лишь исходной иллюстрацией».

Лефевр В.А.,  Конфликтующие структуры,  М., «Советское радио», 1973 г., с. 10.

 

А вот пример рефлексивного управления в военном деле:

«Так, во втором тысячелетии до н.э. знаменитый полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По штатным нормам того времени на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон исходил из того, что предводителям мадианитян известна эта норма и, кроме того, что они владеют хотя бы основами арифметики. Гедеон снабдил каждого из трёхсот своих воинов светильником и трубой. Он полагал, что противник  произведёт следующую выкладку: 300 х 100 = 30000 - столько человек в противостоящей армии, откуда выведет цель - избежать вооружённого столкновения (как известно, мадианитяне обратились в бегство)».

Лефевр В.А., Конфликтующие структуры,  М., «Советское радио», 1973 г., с. 52.