Зевс и олимпийские боги Древней Греции

Олимп - наиболее высокий горный массив на территории Греции.

В древнегреческой мифологии Олимп - священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

«Высоко  на  светлом  Олимпе  царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и  златая Афродита,  и  могучая  дочь  Зевса  Афина,  и  много  других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают  закрывающее  врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса.  Высоко  над  Олимпом  широко  раскинулось голубое, бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает  в  царстве  Зевса; вечно  там  светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но  они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют  боги  в  своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.  Величием  и  гордо-спокойным сознанием  власти  и  могущества  дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его - богиня мира Эйрена и  постоянная  спутница  Зевса крылатая  богиня  победы  Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера,  жена  Зевса.  Зевс   чтит   свою   жену:   почётом   окружают   Геру, покровительницу  брака,  все  боги  Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все  боги  встают  и склоняются  перед  женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей - Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня  радуги,  легкокрылая  Ирида,  всегда готовая  быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют  боги.  Дочь  Зевса,  юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар -  пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись  за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир  олимпийцев.  На  этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С  Олимпа  рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло,  жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном  сосуде  дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.  Грозно  сдвинет  сын  Крона  свои  густые брови,  чёрные  тучи  заволокут  тогда  небо.  Разгневается  великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его  трона  стоит  хранящая  законы  богиня Фемида.  Она  созывает,  по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не  нарушился  порядок  и закон.  На  Олимпе  и  дочь  Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс  неправедных  судей,  когда  Дикэ  доносит  ему,  что  не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ - защитница правды и враг обмана. Зевс  хранит  порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы - мойры, живущие  на  светлом  Олимпе.  Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти  от  велений  неумолимого  рока.  Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и  подчиниться  ему.  Одни  мойры знают  веления  рока.  Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах  изменить определенной  мойрами  судьбы,  так  как  третья  мойра,  Атропос,  все, что назначили в жизни человеку её  сестры,  заносит  в  длинный  свиток,  а  что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы - это богиня Тюхэ, богиня счастья а благоденствия.  Из  рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс,  сошлет  она  дары  людям,  и  счастлив  тот человек,  который  встретит  на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек,от  которого  отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так  царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире».

Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции, М., «ВИКА-пресс»; «Актос», 1992 г., с. 10-13.