Джордано Бруно публикует работу: О героическом энтузиазме

Джордано Бруно  публикует работу: О героическом энтузиазме / De gli eroici furori. Всё произведение состоит из 71 сонета. Их содержание - лирическое и отчасти мистическое - получает свое разъяснение в следующих за ними диалогах.

«У Бруно термин «героический» использовался в изначальном смысле слова «герой»: герой  греческих мифов - это человек-полубог; он обладает сверхчеловеческими способностями, и боги благоволят ему; он приближен к богам и после смерти может занять место среди них. Так и Бруновский энтузиаст героичен, поскольку находится уже на пути к абсолютной истине, высшему благу и первой красоте, своим сознательным усилием приближая себя к Богу. В оригинале трактат Бруно буквально означает «О героическом неистовстве (восторге)». Просто влюблённый  и увлечённый телесной красотой тоже может быть восторженным и находится в неистовстве; и Бруно указывает на такое состояние чувственно влюблённого. Однако у увлеченного божественным познанием неистовство иного рода. Энтузиазм - это и есть героическое неистовство, героический восторг, божественное вдохновение. Неистовость и восторженность одинаково присущи чувственно влюблённому и боговдохновенному (боголюбящему). Энтузиазм же присущ лишь последнему. Этот трактат Бруно - о преодолении человеком себя, о духовном возвышении и перерождении.

В какой мере рассуждение об «умирании» человека для этого мира ради возрождения для мира другого можно считать этикой? Во-первых, в той, в какой всякая последовательно развитая этика содержит в себе концепцию совершенствования. Этика же Бруно - целиком перфекционистская этика, т.е. этика совершенства.

Неперфекционистские элементы в ней есть, но они разрозненны и непринципиальны. Во-вторых, учение Бруно императивно насыщенно. Через весь трактат проходит радикальное и оценочно определенное разделение любви чувственной и любви духовно-возвышенной. В нём не только описывается героическая любовь и рисуется героический «любовник» - энтузиаст; героический энтузиаст представлен здесь в качестве личностного идеала, образца для подражания. Мало, кому дано достичь этого идеала. Лишь единицы способны пройти этот путь любви как божественного познания, но «достаточно, чтобы стремились все; достаточно, чтобы всякий делал это в меру своих возможностей...» 

Так что перед нами не только философия морали, представленная как философия жизни, - но жизненное учение. Если же соотнести это учение с жизнью Бруно, то определенно можно сказать, что в этом трактате дано жизнеучение,  осуществлённое Бруно в своей жизни».

Гусейнов А.А., История этических учений, М., «Гардарики», 2003 г., с. 562-563.


Развитие этических идей Джордано Бруно получило в трудах Альберта Швейцера