Инструкция по работе с Контекстной панелью

Понятие «личностное знание» по Майклу Полани

«...Во всякой гениальной или новой человеческой мысли,  или просто даже во  всякой серьёзной человеческой мысли, зарождающейся в чьей-нибудь голове,  всегда остаётся нечто такое, чего никак нельзя передать другим людям, хотя  бы Вы исписали целые томы  и растолковывали Вашу мысль тридцать пять  лет...» 

 Достоевский Ф. М. ,  Идиот

 

Майкл Полани опубликовал книгу: Личностное знание: на пути к посткритической философии / Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosoph.

В предисловии автор ввёл новое понятие - Личностное знание / Personal knowledge:

«Мне думается, что термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного. Личностное знание - это интеллектуальная самоотдача, поэтому в его претензии на истинность имеется определённая доля риска. Объективное знание такого рода может содержать лишь утверждения, для которых не исключена возможность оказаться ложными. Все утверждения, которые Вы найдёте в этой книге, - это мои личные свершения, плоды моей интеллектуальной самоотдачи. Они претендуют на это, и только на это. На протяжении всей книги я старался сделать это очевидным. Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что эта добавка - не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Вокруг этого центрального факта я попытался создать систему согласованных взглядов, которых я искренне придерживаюсь и для которых не вижу никаких приемлемых альтернатив. Но, в конечном счёте,  эти убеждения поддерживаются лишь моей собственной к ним приверженностью, и это - то единственное их основание, которое я могу предложить читателю».

Майкл Полани, Личностное знание: на пути к посткритической философии, Благовещенск, «Изд-во БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ», 1998 г., с.  19.


Это некий комплекс ощущений, интуиции учёного, который обычно возникает в начале разработки новой научной проблемы.  Личностное знание – трудно- или неформализуемо, но передаваемо при личном общении, совместной работе, в атмосфере научной школы и т.п. Позже, когда к разработке проблемы подключается значительное количество Специалистов, личностное знание в большей или меньшей степени, но не на 100%, формализуется…

Во многих публикациях термин «личностное знание» и термин «неявное знание» - введённый Майклом Полани в этой же книге, используются как синонимы.

 

ПРИМЕР. «В правительстве иногда говорят: «Вы понимаете, что у нас сейчас переходный период, но он закончится, и мы тогда будем щедро финансировать науку и культуру». Это, простите, пустые слова. Я приведу простой пример. До прихода Гитлера к власти Германия была центром мировой физической науки. Геттинген и другие немецкие университеты, и Берлинский в том числе, были центрами науки. Там работали Эйнштейн, Гейзенберг, Планк, Шрёдингер и многие другие. Потом прошла война, многие великие немцы уехали за рубеж. Сейчас Германия - богатейшая страна, она щедро финансирует науку, но физики мирового уровня в Геттингене не появляются, потому что нарушена преемственность, то, что передается из поколения в поколение. Так и у нас может произойти, если мы, находясь у критической черты, не задумаемся о будущем своей страны, а будем продолжать нарушать естественный процесс преемственности. Тогда интеллигенция исчезнет и может в прежнем качестве уже не возникнуть. Глупо не поливать огород всё лето и говорить: «Я потом полью», конечно, осенью там ничего не вырастет».


Раушенбах Б.В., Заключительное слово, в Сб.: Судьба российской интеллигенции, СПб, СПбГУП, 1999 г., с. 97-98.