Виды заблуждений и ошибок мышления по Сюнь-Цзы

Люди «… пристрастно относятся к (выбору) правильного пути и потому заблуждаются; в результате этого другие люди, воспользовавшись близкими их сердцу желаниями, совращают их.

Они (односторонне) цепляются за то, к чему привыкли, и боятся услышать от других, что эти привычки плохи; они пристрастно относятся к другим путям, подходя к ним со своих личных позиций, и боятся услышать о преимуществах других путей. Поэтому их путь расходится с путём порядка, но они считают себя правыми и не желают остановиться.

Разве это не значит заблуждаться, однобоко рассматривая (явления), и утратить правильные стремления?!

Если ни подчинить (этому стремлению) мышление, тогда глаза не отличат белое от чёрного, хотя оно и будет находиться прямо перед тобой; уши не услышат громких звуков барабана, хотя они и будут звучать рядом; что же тогда говорить о (человеке, который) заблуждается?! Человека, вставшего на правильный путь, наверху порицают правители, приведшие свою страну к смуте, внизу - учёные, внесшие путаницу в (то или иное) учение. Разве это не больно видеть?

Что может быть названо заблуждением? (Ограничиваться лишь) желаниями есть заблуждение, (ограничиваться лишь) ненавистью - заблуждение, (видеть лишь) начало вещей - заблуждение, (видеть лишь) их конец - заблуждение, (видеть лишь) далёкое - заблуждение, (видеть лишь) близкое - заблуждение, (исходить лишь из) обширности - заблуждение, (видеть лишь) скудость -  заблуждение, (углубляться лишь) в древность - заблуждение, жить (только) настоящим - заблуждение. Все вещи отличаются друг от друга, и поэтому (при взгляде на них по отдельности) непременно возникают заблуждения. Это общая болезнь в мышлении людей!».

Сюнь-Цзы / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1973 г., с. 182.